Шесть военных переворотов во франкоязычных странах Западной Африки, произошедших с 2020 года, были обусловлены ослаблением поддержки демократии в регионе со стороны населения. Два переворота в Буркина-Фасо (оба в 2022 году), два в Мали (2020 и 2022 годы), один в Гвинее (2021 год) и последний в Нигере (2023 год) часто поддерживались местным населением. Источник: Международный научный центр имени Вудро Вильсона
Читайте также: Россия открывает посольство в Буркина-Фасо
Хотя граждане могут предпочитать демократию, они также хотят, чтобы правительство решало законные проблемы. Демократически избранные правительства в Западной Африке не смогли поддержать граждан и позволили некоторым чиновникам разбогатеть на коррупционной практике. Лидеры заявляют, что они демократичны, чтобы сохранить легитимность, но действуют в своих собственных интересах, консолидируя власть и манипулируя избирательными системами, делая свои страны демократическими только по названию. Более того, население Западной Африки все чаще сталкивается с отсутствием безопасности, вызванным воинствующими исламистскими повстанцами, которые угрожают жизни и средствам существования, а также с более чем десятилетними безуспешными внутренними и международными (в частности, французскими) военными интервенциями в ответ.
В этом свете можно понять поддержку гражданами переворотов. Граждане празднуют новую надежду на давно назревшие и столь необходимые перемены, в то время как их непосредственные потребности в безопасности превосходят всеобъемлющие демократические ценности. Однако, что имеет меньше смысла, так это постоянная поддержка лидеров переворота – даже несмотря на то, что безопасность и экономические условия ухудшаются под руководством хунты – и то, как эта поддержка способствует дальнейшему одобрению дестабилизирующих действий России во всем регионе.
Российские дезинформационные операции по всей Западной Африке привели к беспрецедентному росту народной поддержки России, требованиям граждан о российском вмешательстве и, в некоторых случаях, к новому военному партнерству между африканскими странами и Россией.
Буркина-Фасо является показательным примером. В 2014 году страна вышла из-под 27-летнего авторитарного правления. С тех пор Буркина-Фасо пережила политические реформы и демократические завоевания. До недавнего времени «Репортеры без границ» называли страну «одной из историй успеха Африки в области свободы прессы». Затем, в 2022 году, ситуация с безопасностью оказалась слишком сложной для демократических институтов Буркина-Фасо, и за девять месяцев в стране произошло два переворота. Перевороты последовали за протестами с требованием отставки демократически избранного президента Каборе и привлечения его к ответственности за ухудшение безопасности в стране. Траоре — второй и нынешний лидер после переворота — приостановил действие конституции страны и ввел в действие переходную хартию, которая не может быть пересмотрена без его одобрения.
Оба лидера после переворота оправдали свои захваты, заявив, что они действовали в ответ на неспособность предыдущего лидера справиться с усиливающимся джихадистским повстанческим движением. Оба пообещали восстановить безопасность. Вместо этого ситуация с безопасностью и гуманитарная ситуация в Буркина-Фасо значительно ухудшились. Число людей, убитых джихадистскими группировками, почти утроилось после переворота, и более 2,1 миллиона человек в Буркина-Фасо были насильственно перемещены. Примерно каждая четвертая школа не работает, что повышает уязвимость молодых людей из Буркина-Фасо, будущее которых уже неясно. Помимо джихадистской угрозы гражданскому населению, вооруженные силы Буркина-Фасо также столкнулись с заслуживающими доверия обвинениями в нарушениях прав человека, таких как внесудебные убийства детей и связанная с военными резня по меньшей мере 156 гражданских лиц. Траоре издал закон о чрезвычайном положении , позволяющий ему принимать любые необходимые меры для противодействия повстанцам, включая реквизицию людей и ограничение гражданских свобод. С тех пор его обвиняют в вербовке журналистов , активистов гражданского общества и членов оппозиционных партий.
Однако Траоре еще не столкнулся с широкой негативной реакцией, несмотря на ухудшение ситуации с безопасностью во время его правления. Вместо этого народные призывы были в поддержку лидеров государственного переворота и в целом в поддержку авторитаризма: «Нет — Франции, да — России».
Находясь в сложном положении на фоне внутренних и французских военных неудач в борьбе с джихадистскими повстанцами, бедностью, отсталостью и законными оставшимися без ответа жалобами граждан, Россия эффективно воспользовалась возможностями манипулировать разочарованием граждан посредством кампаний по дезинформации. Российские дезинформационные операции по всей Западной Африке привели к беспрецедентному росту народной поддержки России, требованиям граждан о российском вмешательстве и, в некоторых случаях, к новому военному партнерству между африканскими странами и Россией. В Буркина-Фасо дезинформация, порожденная Россией, способствовала отступлению от демократии, способствовала переворотам и усилению поддержки репрессивных режимов (внутри страны и за рубежом), независимо от их ситуации с правами человека.
Кампания России по дезинформации в Буркина-Фасо строится на законных страхах и разочарованиях населения Буркина-Фасо, одновременно подтверждая их обеспокоенность. Дезинформация манипулирует недовольством, обвиняя Францию в проблемах Буркина-Фасо, представляя Россию как спасительницу и поддерживая авторитарных лидеров, таких как Траоре, которые готовы к партнерству с Россией.
Эта дезинформация принимает различные идентифицируемые формы. Российские оперативники используют фальшивые аккаунты в социальных сетях и выдают себя за африканцев, искренне интересующихся Буркина-Фасо. Эти версии играют на общем разочаровании и возлагают вину за военные неудачи на Францию и Запад в более широком смысле. Они прославляют президента России Владимира Путина, преувеличивают успехи группы Вагнера и выступают за более тесные отношения между Буркина-Фасо и Россией. Сторонникам этих аккаунтов в Буркина-Фасо предлагается присоединиться к группам частных сообщений, которые распространяют более радикальную пропаганду, которую в противном случае власти могли бы подвергнуть цензуре как дезинформацию. В ходе первых российских дезинформационных кампаний Россия изо всех сил пыталась придать своему контенту вид легитимности. Однако со временем Россия привлекла местных африканских политических игроков и влиятельных лиц для формирования и легитимизации сообщений, делая кампании более заслуживающими доверия и вызывающими резонанс у местного населения. Российские оперативники продолжили развивать источники фейковых новостей для распространения дезинформации или выдачи себя за законные аккаунты или покупки их, чтобы обеспечить распространение информации, благоприятной для России.
В некоторых случаях кампании по дезинформации также пытались лишить легитимности инакомыслие. Например, в ответ на неблагоприятные расследования журналистов в отношении вооруженных сил Буркина-Фасо аккаунты и сайты, связанные с группой Вагнера, начали атаковать журналистов, чтобы дискредитировать их и остановить их работу. К сожалению, Буркина-Фасо не одинока: существуют хорошо задокументированные примеры российских дезинформационных кампаний в Западной Африке и на всем континенте.
Успешные российские кампании по дезинформации привели к большей поддержке гражданами России в Буркина-Фасо, что становится все более важным для России и лидеров государственного переворота, поскольку они переводят партнерство из риторики в реальность, о чем свидетельствует недавнее открытие российского посольства в Буркина-Фасо. Буркина-Фасо, прибытие российских военных и спонсируемые Россией планы строительства атомной электростанции. Российская дезинформация и ее влияние расширяют возможности таких лидеров, как Траоре, потому что она помогает легитимизировать лидеров государственных переворотов в тех местах, где Запад и Соединенные Штаты не будут взаимодействовать с местным руководством. Вместо этого именно Россия предоставляет помощь, военную поддержку и даже личную защиту лидерам переворота.
Хотя это не означает, что Соединенные Штаты должны оказывать материальную и политическую помощь таким лидерам, как Траоре, это действительно проливает свет на фундаментальную проблему: ответом США лидерам переворота не может быть просто молчание и угрюмость. Подобный ответ приводит Траоре и граждан в руки России, толкая страну еще дальше от пути построения демократии и погружая ее в гуманитарный кризис и кризис отсутствия безопасности, которые угрожают всему региону. Хотя российская дезинформация может усилить недовольство граждан, российское партнерство не уделяет приоритетного внимания гражданам Буркина-Фасо и не обеспечивает адекватного решения ухудшающейся ситуации с безопасностью в стране. Основная цель России – добывать ресурсы и распространять влияние и военную мощь в регионе. Он не заинтересован и не способен устранить коренные причины экономического кризиса и нестабильности в Буркина-Фасо.
Исследование , проведенное Afrobarometer в 36 африканских странах в 2021–2022 годах , показало, что две трети опрошенных африканцев предпочитают демократию любой другой системе правления, а 80% отвергают единоначалие. Однако только 38% респондентов заявили, что удовлетворены тем, как работает демократия в их стране. Эти результаты указывают на растущий скептицизм в отношении демократии в Буркина-Фасо и на всем континенте. Хотя большинство африканцев хотят демократии, им еще предстоит увидеть, как нынешние демократические системы их стран оправдывают ожидания.
Предположим, Соединенным Штатам предстоит противостоять растущему и гнусному влиянию России в Буркина-Фасо и по всей Африке. В этом случае Соединенные Штаты должны сосредоточиться на общих с африканцами ценностях и устремлениях: демократии, правах человека, а также способности и видении посредством усилий в области развития оказывать поддержку сообществам в устранении их коренных причин нестабильности и конфликтов. В конце концов, эти коренные причины недовольства граждан также являются основой, благодаря которой распространяется дезинформация.
Этот анализ не преувеличивает сложности и трудные обстоятельства, с которыми сталкиваются такие страны, как Буркина-Фасо. Вместо этого его цель состоит в том, чтобы подчеркнуть путь выхода из кризиса и нестабильности и уйти от таких игроков, как Россия, которые их подпитывают. Благодаря творческим, адаптируемым, инновационным решениям, направленным на устранение коренных причин крайней бедности и нестабильности, Соединенные Штаты добьются успеха в этих усилиях. Политика США должна сосредоточиться на коренных причинах и уделять приоритетное внимание людям. Такой подход выигрывает от устойчивого партнерства между Соединенными Штатами и местными сообществами таким образом, чтобы расширить возможности граждан и повысить их сопротивление вербовке джихадистов. Успех требует больших и долгосрочных инвестиций в организации гражданского общества и развитие социальных услуг для повышения устойчивости, возможностей и благосостояния людей по всей стране.
Более того, независимая, свободная пресса будет иметь ключевое значение для прямой борьбы с дезинформацией. Увеличение поддержки независимых СМИ должно стать приоритетом внешней политики, учитывая ключевую роль достоверной информации и прозрачности в функционировании демократии. В краткосрочной перспективе Соединенные Штаты могут поддержать местные СМИ посредством политической поддержки и помочь им развивать услуги по проверке фактов в ответ на дезинформацию. Для долгосрочной поддержки местных СМИ жизненно важное значение имеют наращивание потенциала, экономическая безопасность, легитимность и расширение прав и возможностей. Это может включать в себя усилия общественной дипломатии, которые порождают демократические ценности и укрепляют потенциал местных СМИ.
Читайте также: Россия расширяет военное присутствие в Буркина-Фасо
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet