Foreign Affairs: Как война изменила игру российских шпионов

В апреле 2023 года известный россиянин, подозреваемый в связях с российской разведкой, совершил впечатляющий побег от итальянских властей. Артем Усс, российский бизнесмен и сын бывшего российского губернатора, был задержан в Милане несколькими месяцами ранее по обвинению в контрабанде секретных американских военных технологий в Россию. Согласно обвинительному заключению, вынесенному федеральным судом в Бруклине, штат Нью-Йорк, в октябре 2022 года, Усс незаконно торговал полупроводниками, необходимыми для создания баллистических ракет и множества других видов оружия, некоторые из которых использовались в войне в Украине. Но пока Усс ожидал экстрадиции в США, он был экстрадирован из Италии с помощью сербской преступной группировки и вернулся в Россию. Источник: Foreign Affairs

Читайте также: Российский шпион, изгнанный из ЕС, приехал в Сербию на выборы наблюдателем от ОБСЕ

Побег, о котором весной прошлого года сообщалось в The Wall Street Journal, был лишь одним из серии недавних инцидентов, свидетельствующих о том, насколько сильно перегруппировались российские разведывательные силы с начала войны в Украине. Еще весной 2022 года, через несколько месяцев после того, как президент России Владимир Путин начал вторжение, российские спецслужбы казались дезориентированными и растерянными. Одна за другой европейские страны выгнали российских дипломатов; По одной из британских оценок, из Европы было выслано около 600 российских чиновников, из которых около 400 считались шпионами. ФСБ, служба внутренней безопасности России, также сильно неправильно оценила вид сопротивления, с которым российские войска столкнутся в Украине, полагая, что Россия сможет быстро взять Киев.

Теперь российская внешняя разведывательная сеть, похоже, вернулась с удвоенной силой. И она становится все более изобретательной, все чаще полагаясь на иностранных граждан – таких как, например, сербская банда, которая помогала Уссу. До войны западные спецслужбы в основном занимались российскими операциями, проводимыми гражданами России. Это уже не так. Сегодня российская разведывательная деятельность привлекает целый ряд иностранных граждан, и это включает в себя не только шпионаж за Западом и отслеживание поставок оружия в Украину, но и оказание растущего давления на российских эмигрантов и противников путинского режима, бежавших за границу после начала войны. Свидетельства такой деятельности появляются повсюду – от Грузии и Сербии до стран НАТО, таких как Болгария и Польша. Например, в начале 2023 года британские чиновники арестовали пятерых болгар, обвиненных в шпионаже в пользу России, в том числе в попытке следить за россиянами, изгнанниками в Лондоне.

В то же время российские шпионские агентства, похоже, также изменили свою ориентацию. До войны существовало разделение труда между тремя основными разведывательными службами — СВР (внешняя разведка), ГРУ (военная разведка) и ФСБ (внутренняя безопасность). Раньше считалось, что СВР в основном занимается политическим и промышленным шпионажем, а ГРУ — военными вопросами, в то время как ФСБ в первую очередь ориентирована на саму Россию, используя свое зарубежное подразделение в основном для проведения операций против россиян за границей и поддержания отношений с дружественными режимами в соседних странах. Теперь эти различия уже не столь очевидны: все три агентства глубоко вовлечены в войну в Украине, и все три активно вербуют новые активы среди последних российских изгнанников за границей.

Возвращение московского шпионского аппарата имеет серьезные последствия для усилий Запада по противодействию российскому вмешательству и российским разведывательным операциям. Если недавние данные верны, деятельность российской разведки в Европе и других местах может представлять значительно большую угрозу, чем предполагалось на ранних этапах войны. В то же время эти изменения дают представление о собственном режиме Путина во время войны и о том, в какой степени он все больше перестраивает российские шпионские агентства в соответствии с более ранними моделями. Путин не только пытается компенсировать неудачу советского КГБ в его конфронтации с Западом в конце двадцатого века. Он также пытается восстановить славу грозной сталинской секретной службы, которая добилась значительных успехов против Запада на протяжении десятилетий, от большевистской революции до Второй мировой войны.

До того как Россия начала полномасштабную войну в Украине в 2022 году, спецслужбы страны выглядели довольно слабыми. Они уже давно страдают от межведомственной борьбы и борьбы за сферы влияния, а также от потери доверия между генералами и рядовыми, что привело к значительным задержкам и сбоям в передаче информации с низов на высший уровень. Тем временем российские разведывательные операции все чаще становятся известны главным образом своей небрежностью, как в случае с неудавшимися отравлениями бывшего российского военного офицера Сергея Скрипаля в Великобритании в 2018 году и лидера оппозиции Алексея Навального в 2020 году. Шпионские службы, похоже, во многом утратили свой прежний блеск, и эта проблема стала очевидной после досадного неправильного понимания ситуации в Украине.

Но когда война в Украине пошла уже второй год, российские спецслужбы перегруппировались и обрели новую цель. Вместо того, чтобы останавливаться на своих ошибках и задаваться вопросом, почему они так совершенно не смогли предвидеть украинское сопротивление во время первоначального вторжения, агентства двинулись дальше, черпая новые силы из того факта, что они выдержали конфронтацию со всем Западом. Они не только расширили свою деятельность в Европе и соседних странах; ФСБ также активизировала свои усилия по отражению украинских операций в РФ. То, что Путин не предпринял каких-либо радикальных изменений в службах безопасности, несмотря на катастрофу 2022 года, рассматривалось как достоинство: начиная с бурных 1990-х годов, как среди руководства разведки, так и среди рядовых членов, широко разделялось мнение, что любая попытка перестройки агентств ослабит их возможности.

Однако в основе этой новой деятельности лежит и более масштабная цель: активизация общей разведывательной войны России против Запада. Это война, которая для основных российских ведомств уходит корнями в самые ранние годы советской эпохи. По мнению представителей российской разведки, война в Украине положила начало третьему раунду великой шпионской войны, которая продолжается с 1917 года.

Первый раунд этой борьбы, в котором первые советские оперативники противостояли прежде всего своим британским коллегам, начался вскоре после большевистской революции. В этом первоначальном конфликте советские агенты успешно скомпрометировали любую возможность разжечь сопротивление большевистскому режиму из-за границы. Они сделали это, проведя масштабную и очень успешную операцию под ложным флагом под кодовым названием «Траст», в ходе которой они заманивали политически активных эмигрантов, а также британских шпионов в Советский Союз, чтобы помочь фальшивой антибольшевистской организации. Таким образом, эти антисоветские активисты были идентифицированы и убиты. Конфликт достиг своего апогея во время Второй мировой войны, когда российские шпионы успешно проникли в британскую разведку и в США получили доступ к Манхэттенскому проекту и украли секреты атомной бомбы. В целом советские чиновники считали, что они выиграли этот первый раунд с Западом.

Однако второй раунд разведывательной войны закончился для Москвы не так хорошо. Во время холодной войны КГБ не смог спасти советский режим, который он поклялся защищать. Затем, в начале 1990-х годов, агентство было практически уничтожено после разделения и расчленения. Крах оставил неизгладимые шрамы на Путине, который был его непосредственным свидетелем, и на его силовой элите, пытавшейся восстановить российское государство, потерявшее свою прежнюю мощь. (Путин в конечном итоге построил ФСБ на прежнем фундаменте КГБ.)

Теперь, с началом нового крупного конфликта с Западом, российские спецслужбы стремятся обратить вспять неудачи, которые развернулись в конце холодной войны. И они чувствуют новую возможность, рассматривая вторжение в Украину как первый залп третьего раунда разведывательной войны. Чувство преемственности с советскими предшественниками даже приняло видимую форму в России: в сентябре Сергей Нарышкин, глава российской внешней разведки, открыл новую статую основателю советской тайной полиции во дворе московского штаб-квартиры СВР. А в ноябре ФСБ подкрепила это послание, отпраздновав 100-летие ОГПУ, советской тайной полиции, и подчеркнув роль ОГПУ в подавлении политических эмигрантских организаций.

Но преемственность выходит далеко за рамки прославления ранних советских подвигов. В преддверии войны и после нее Путин активно использовал бывших генералов КГБ, которые разделяли его стремление отомстить за унижение, вызванное распадом СССР. Николай Грибин, который в 1980-е годы занимал должность заместителя начальника отдела внешней дезинформации в управлении внешней разведки КГБ, играет ведущую роль в новом российском аналитическом центре, созданном в 2021 году, — Национальном научно-исследовательском институте развития коммуникаций, который стремится сформировать прокремлевское мнение в странах, близких к России, с особым акцентом на Беларусь. (Грибин сам является автором нескольких исследовательских докладов об общественном мнении в Беларуси.) В 1980-х годах Александр Михайлов служил в печально известном Пятом управлении КГБ — подразделении, которому было поручено искоренить идеологическую подрывную деятельность, в том числе диссидентов, музыкантов и церковных лидеров — и проводил операции по дезинформации для ФСБ в 1990-х годах. С осени 2021 года, за несколько месяцев до вторжения, Михайлов был неофициальным рупором ФСБ в российских СМИ, продвигая точку зрения ведомства на события в Украине. По мнению российской разведки, война натравливает Соединенные Штаты и Европу на Россию, а украинцы служат всего лишь марионетками своих западных шпионов.

Наряду с Путиным, российские шпионские агентства также извлекли некоторые важные уроки из предыдущих советских разведывательных войн. Поскольку война в Украине настроила Россию напрямую против Запада, она побудила Кремль и его шпионские агентства переосмыслить несколько важных вопросов национальной безопасности, которые не изучались внимательно с 1991 года. чтобы закрыть их. Кремль решил не делать этого, и это принесло пользу спецслужбам, которые могут использовать новый исход российских граждан в Европу и другие соседние страны, чтобы компенсировать высылку российских дипломатов из европейских столиц. Путин явно намеревался избежать ошибок, допущенных во время холодной войны, когда Советы существенно ограничивали трансграничное передвижение людей, затрудняя работу советской разведки.

Но перед Кремлем стояла еще одна острая проблема: как обеспечить дисциплину в рядах. Путин мог бы последовать сталинскому подходу, начав крупномасштабные чистки и массовые репрессии. Но он, кажется, понял, что эти меры в конечном итоге обернулись неприятными последствиями для Советов. Путин понимает, что внушение страха является полезным инструментом, но прямые чистки нанесут ущерб ведомствам, как это произошло в 1930-х годах, когда советская внешняя разведка потеряла своих самых талантливых агентов. Так, глава управления внешней разведки ФСБ Сергей Беседа был первоначально задержан и содержался без связи с внешним миром после первых катастрофических дней вторжения в Украину. Но через несколько недель он был восстановлен в должности, а более масштабные чистки в военной разведке и ФСБ, которых многие ожидали после того, как Евгений Пригожин, который возглавил мятеж в июне 2023 года, так и не материализовались.

В целом Путин придерживается гибкого и прагматичного подхода к своим разведывательным службам, играя между постоянным страхом перед чистками и призывая спецслужбы проявлять больше новаторства в восстановлении позиций на Западе. Одним из результатов, судя по всему, стал заметный рост числа более амбициозных зарубежных операций за последний год, включая предполагаемые диверсионные операции, а также изгнание российского оперативника из Италии и активизацию усилий по вербовке в нескольких странах НАТО, как это видно из дела сотрудника немецкой разведки BND, который был арестован в декабре 2022 года по обвинению в передаче строго секретной информации российскому правительству и сейчас находится под судом по обвинению в государственной измене.

Инсценируя свое возвращение, российские шпионские агентства также усвоили еще один важный урок советских лет: стратегическое использование идеологии. В 1930-е годы Москва смогла привлечь на свою сторону многих жителей Запада на сторону Советского Союза, направляя свои аргументы на недостатки Запада, а не продвигая марксистскую доктрину. В то время советские агенты поняли, что на самом деле им не нужно продавать полноценную коммунистическую идеологию; вместо этого они могли изображать Советский Союз как альтернативу западному империализму, подчеркивая двойные стандарты Запада и предлагая в качестве контраста лидера, который выступил против мировых держав. Именно эти идеи российские агентства теперь могут навязывать потенциальным союзникам и новобранцам в новой разведывательной войне России с Западом.

Поскольку Россия готовится вступить в третий год войны, ее спецслужбы знают, что Кремль поддерживает их и разделяет их паранойю и предрассудки. Эта реальность говорит о том, что спецслужбы могут рассчитывать на защиту Кремля. Но это не означает, что сам Путин находится у власти в большей безопасности.

На протяжении большей части последних 20 лет Путин боролся с проблемой контроля над своим обширным сообществом безопасности и разведки, охватывающим огромную страну и за рубежом. В начале 2000-х годов он разрушил концепцию конкурирующих шпионских служб бывшего президента Бориса Ельцина, сделав ФСБ ведущим агентством. После аннексии Крыма Россией в 2014 году Путин попытался подчинить себе свои разведывательные службы, отправив в тюрьму нескольких офицеров среднего звена по обвинению в коррупции. Но это не привело к ужесточению контроля Кремля над агентствами. Теперь, во время войны в Украине, Путин попытался избежать ошибок прошлого и сохранить лояльность своих разведывательных служб. Ему также удалось на данный момент сделать их сильнее, чем на любом предыдущем этапе войны.

Но неясно, улучшило ли это его контроль над ними. И до сих пор Путин ничего не сделал для решения проблемы: он не желает повторять сталинские ошибки, проводившие чистку своих ведомств в промышленных масштабах, но он также понимает, что в отличие от советских лет, когда КГБ контролировалась Коммунистической партией, он других способов их обуздать немного. Если дела России в войне пойдут плохо, такая односторонняя динамика может означать, что шпионы Путина, возможно, не будут спешить спасать его.

Читайте также: WSJ: Патрушев стоит за операцией по ликвидации Пригожина

# # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!