Москва может потерять влияние над ресурсами в ЦАР — RLI

Российское правительство обеспокоено рисками потери своего влияния в ЦАР и доступа к ее природным ресурсам. Источник: Институт Роберта Лансинга (RLI)

С 2014 года в ответ на западные санкции, введенные из-за действий России в Украине и подрывных операций в Европе и США, Кремль изменил свои политические намерения в отношении Африки и перешел к развитию неоколониальных отношений со странами континента. Эти отношения, безусловно, основаны на гарантиях безопасности и поддержании стабильности авторитарных режимов в обмен на свободный доступ к африканским природным ресурсам и изгнание западных стран, в частности Франции.

Находясь под санкциями, Москва пытается захватить и взять под контроль богатые ресурсы континента, избегая при этом прямых инвестиций в эти страны. Все конфликты в Африке играют на руку Москве, поскольку создают условия для посредничества россиян и усиления их влияния, а также порождают коррумпированные местные режимы, открывающие доступ к природным ресурсам континента в ущерб национальным интересам стран Африки.

Контакты между российскими лидерами и главами стран региона позволяют Москве демонстрировать отсутствие внешней изоляции и расширять внешнюю политику в пользу интересов страны. В свою очередь, экспансия в Африке позволяет использовать континент как инструмент пропаганды достижений и успехов российского режима в антизападном противостоянии.

Анализируя российские интересы и экспансию в Африке, становится ясно, что россияне в основном сосредоточены на месторождениях золота (ЦАР, Судан, Мали, Гана, Зимбабве, Буркина-Фасо). В частности, важным для Москвы вопросом является получение контроля над Центральноафриканской Республикой. Режим Фостена-Арханжа Туадеры полностью контролируется Кремлем.

По неподтвержденной информации, здесь находятся хранилища с денежными и материальными ценностями, принадлежащими лидерам путинского режима. Страна является оперативной базой группы «Вагнера», перешедшей под контроль российской разведки после ликвидации Евгения Пригожина.

Группа «Вагнера» обеспечивает как контроль над депозитами страны, так и политику президента Туадеры.

Однако некоторые детали российского присутствия нетипичны для российской разведки. На фоне активного присутствия военной разведки в ЦАР ряд лиц связан с конкурирующими структурами. Например, Денис Павлов, полковник российской внешней разведки, работал в Париже под прикрытием российской миссии при ЮНЕСКО, занимал должность второго секретаря миссии ООН в Женеве. Его связь с разведкой несомненна. Его жена Евгения Павлова (Меринова) — сотрудница ФСБ в/ч 35690. Она работала шифровальщиком станции в Брюсселе и Женеве. До приезда в ЦАР Павлов работал политическим советником в миссии России при ЕС в Бельгии под типичной для Службы внешней разведки легендой.

В Банги Павлов отвечает за мониторинг и взаимодействие с местной полицией. Его приезд в страну сопровождался письмом главы российской внешней разведки Сергея Нарышкина. Срочное возвращение российских кураторов в ЦАР сигнализирует об опасениях Кремля по поводу потери или снижения своего влияния в этой стране.

В декабре этого года после двухлетнего отсутствия в Банги вернулся и сотрудник ФСБ Валерий Захаров. В ЦАР он контролирует жандармерию и обеспечивает безопасность режима Туадеры, в том числе осуществляет карательные операции внутри страны. Есть также факты, которые могут доказать причастность Захарова к торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации. Таким образом, переплетение интересов трех российских спецслужб в ЦАР свидетельствует о важности этой африканской страны для интересов Кремля.

Захаров был одним из кураторов «Вагнера». Его возвращение может также свидетельствовать как о подготовке к активизации российской активности в регионе (с учетом появления генерала Аверьянова в Банги), так и о переформатировании системы управления российским контингентом в ЦАР после отстранения Пригожина и перевода группы «Вагнера» под контроль  военной разведки.

Столь высокий интерес российских силовиков к Банги можно объяснить финансовыми и материальными вознаграждениями, предоставляемыми режимом Туадеры россиянам в обход Москвы. Известно, что в 2017 году ЦАР платила за услуги наемников 500 тысяч евро в год, не считая доступа к природным ресурсам. Сомнительно, что все эти средства в полном объеме были переведены в Москву.

Доступом к коррумпированным ресурсам можно объяснить координацию деятельности трех российских спецслужб в этой стране. Таким образом, россияне следовали колониальной стратегии, при которой губернаторы метрополий извлекали выгоду из природных ресурсов, а не управляли колониями.

Политический контроль над правительствами стран региона позволяет Кремлю получить дополнительные голоса в ООН и других международных организациях. Кроме того, Москва продолжает искать режимы в качестве партнеров для обхода международных санкций. В среднесрочной перспективе ожидается, что россияне активизируют военную деятельность на африканском континенте, занимая нишу рынка частных военных услуг, одновременно поощряя повстанческие группировки и поддерживая перевороты в ресурсных странах.

Страны Северной Африки находятся в группе риска, в случае дестабилизации ситуации россиянам будет дан зеленый свет на создание еще одного канала миграционного давления на Европу. По оценкам RLI, российская колониальная экспансия приведет к столкновению интересов между Россией и Китаем. Ситуация в Зимбабве показывает, что, борясь за африканские ресурсы, россияне готовы принять активные меры против КНР в регионе, по крайней мере, под чужим флагом.

Читайте также: США готовятся отправить ЧВК в Центральноафриканскую Республику

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!