Что скрывается за планами Китая создать искусственный интеллект «для всего мира»

Этой осенью западный мир активизировался вокруг множества инициатив, заявлений и многосторонних соглашений в области ИИ — не в последнюю очередь указа администрации Байдена и декларации Блетчли Великобритании — все они направлены на установление глобальных правил для быстро развивающегося, конкурентного и, возможно, опасного нового мира. технологии. Китай идет по другому пути, который может дать ему преимущество во время переговоров с Западом. Вместо того, чтобы конкурировать с Западом за создание «правил дорожного движения» для ИИ, Пекин строит свой путь, работая с союзниками и странами-клиентами над созданием построенных Китаем экосистем ИИ, которые могут представлять глобальные риски, если они укоренятся и расширятся.

Более 140 городов по всему миру — от Куала-Лумпура до Найроби и Кито — превращаются в созданные Китаем «безопасные города» и «умные города», используя искусственный интеллект для ускорения дорожного движения, логистики и правоохранительной деятельности. Китай уже доминирует в экспорте технологий распознавания лиц на основе искусственного интеллекта, распространяя свой высокотехнологичный опыт наблюдения по всему миру, и эта тенденция, вероятно, будет только ускоряться. Популярная в стране инициатива «Любанская мастерская» — глобальная программа профессионального обучения, в рамках которой получили образование тысячи людей по всему миру, воспитывает поколение подготовленных к использованию ИИ рабочих в развивающихся странах.

Китайские технологические компании сыграли важную роль в создании выдающейся компании в области искусственного интеллекта в Объединенных Арабских Эмиратах, которая, в свою очередь, утверждает, что является соавтором крупнейшего в мире суперкомпьютера искусственного интеллекта. Результатом вполне может стать будущее ИИ, в котором кропотливые соглашения США и Европы о безопасном, уважающем права ИИ станут устаревшими из-за того, что мир уже зашит в китайские системы ИИ.  Для китайских наблюдателей это покажется знакомым. Пекин уже профинансировал и построил огромную глобальную инфраструктуру в рамках своей инициативы «Пояс и путь», стремясь создать как экономическую уверенность, так и политическую лояльность.

Фактически, это часть «Пояса и пути» — с потенциалом стать гораздо более дешевым, быстрым и эффективным способом для Китая укрепить свое влияние. В конечном итоге поток данных может стать гораздо более мощным политическим инструментом, чем поток автомобилей и поездов. Если китайская стратегия искусственного интеллекта «создавай первым» сработает, это может иметь катастрофические последствия для американских интересов за рубежом. Чтобы конкурировать с усилиями Китая, Соединенным Штатам необходимо гораздо более широкое видение того, как предоставить другим странам образование, инструменты и инфраструктуру, необходимые для начала их собственных усилий в области искусственного интеллекта. Если Соединенные Штаты действительно хотят стать мировым лидером в области искусственного интеллекта, они должны не только возглавить обсуждение его правил, но и заложить основы для его распространения в мире — иначе они рискуют проиграть Пекину уже на начальном этапе.

На Западе: гонка за власть

Страны, естественно, стремятся повлиять на траекторию развития ИИ — потенциально самой глобально преобразующей технологии со времен ядерного деления.

На Западе «глобальная политика ИИ» приняла форму нормотворчества, оставив распространение самой технологии частным компаниям. ЕС первым предпринял попытку комплексного регулирования с помощью Закона ЕС об искусственном интеллекте , который, как он надеется, обеспечит некоторую степень преимущества первопроходцам. Амбиции Америки на данный момент воплощены в новом обширном указе Белого дома. Представляя указ в начале месяца, вице-президент Камала Харрис сигнализировала об амбициях США в области управления ИИ, заявив, что Америка «может катализировать глобальные действия и формировать глобальный консенсус»

Великобритания попыталась занять центральное место, создав поддерживаемый государством Институт безопасности ИИ и проведя первый многонациональный саммит по безопасности ИИ, самое громкое мероприятие по регулированию ИИ на сегодняшний день.

Однако Китай придерживается подхода, ориентированного на распространение, в установлении международных норм в области ИИ, уделяя внимание агрессивному внедрению китайских технологий ИИ в развивающиеся экономики, прежде чем продвигать конкретные правила на международном уровне. Этот акцент стал очевиден с тех пор, как в прошлом месяце Си Цзиньпин лично представил китайскую «Глобальную инициативу управления искусственным интеллектом» — документ, изобилующий жаргоном экономического развития КПК.

Еще более примечательны условия, при которых он был представлен: во время основного выступления на 10-летнем китайском форуме «Один пояс, один путь», торжественной церемонии, посвященной флагманской инициативе Си Цзиньпина по международному влиянию.

Тот факт, что это заявление было сделано из высшего авторитетного источника Китая на одном из наиболее значимых международных мероприятий КНР, позволяет предположить, что Китай делает все возможное для создания экосистем искусственного интеллекта в развивающемся мире. Заявление, подкрепляющее стратегию, было сделано всего через несколько недель после того, как Китай возглавил создание «Группы по изучению искусственного интеллекта» БРИКС для ускорения сотрудничества в области искусственного интеллекта в рамках недавно расширившегося клуба развивающихся экономик. Если Китаю удастся создать большую часть мировых систем искусственного интеллекта, в то время как медленно развивающиеся многосторонние соглашения будут согласованы, их стандарты будут гораздо лучше подготовлены к закреплению на международном уровне. Эффект может быть аналогичен тому, как Китай получил влияние в сфере телекоммуникаций благодаря конкурентному развертыванию дешевой инфраструктуры Huawei 5G.

Китай неоднократно характеризовал свой подход как помощь Глобальному Югу «воспользоваться исторической возможностью» в революции искусственного интеллекта и публично обвинял Соединенные Штаты в «формировании эксклюзивных групп, чтобы помешать другим странам развивать искусственный интеллект». На данный момент у США практически нет планов противостоять Китаю на этом фронте. Помимо планов USAID опубликовать в следующем году «Пособие по искусственному интеллекту в глобальном развитии», Белый дом сохраняет неявное намерение «интернационализировать» передовой отечественный опыт в области искусственного интеллекта.

Мир бесконтрольных экосистем искусственного интеллекта, построенных Пекином, станет серьезным ударом по США и человечеству в целом. Если китайский ИИ станет глобальным, то же самое произойдет и с наглым несоблюдением международных соглашений по технологиям. Например, Китай одобрил стандарты ЮНЕСКО в отношении ИИ, которые прямо запрещают массовую слежку, но, тем не менее, создал самое передовое в мире государство слежки и активно помогает другим сделать то же самое. Страна также грубо нарушила Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, стороной которой она является, разработав и внедрив инструменты «идентификации меньшинств» на базе искусственного интеллекта. Китай рассматривает ИИ как будущий стержень своей авторитарной модели управления и уже эффективно использовал эту технологию в целях геноцида против своего уйгурского меньшинства. Экспорт инструментов искусственного интеллекта за границу идет рука об руку с экспортом техноавторитаризма, что является частью более широкой кампании по обеспечению безопасности мира для автократии. Если им придется полагаться на помощь Китая, страны, отчаянно нуждающиеся в буме искусственного интеллекта, могут обнаружить, что их самые передовые технологии запрограммированы на усиленный авторитарный контроль – и некоторые могут даже предпочесть китайские системы искусственного интеллекта по этой причине.

Наконец, существует риск для стабильности глобальной экосистемы ИИ. Усилия по установлению строгих международных норм безопасности ИИ могут оказаться тщетными, поскольку модели дисфункции, которые делают китайский ИИ исключительно склонным к катастрофам, распространятся по всему миру. Это будет не первый случай: глобальная инфраструктура Huawei, как известно, пронизана уязвимостями в сфере безопасности, а инициатива «Один пояс, один путь» страдает от некачественного строительства и дестабилизирующих финансовых последствий. Есть веские основания полагать, что экспортированные Китаем экосистемы искусственного интеллекта будут подвержены многим опасностям, которых США и их союзники стремятся избежать.

Чтобы противостоять наращиванию экономики Китая, администрация Байдена не может просто отказаться от усилий по созданию международных барьеров в области искусственного интеллекта. Она должна интегрировать их в более широкую кампанию по расширению возможностей Глобального Юга с помощью ИИ, одновременно продвигая демократические принципы управления им.

История предлагает многообещающий пример: речь президента Дуайта Эйзенхауэра «Атом для мира» в 1953 году на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, в которой он призвал ядерные государства направить расщепляющиеся материалы для изготовления бомб в ООН для использования в ядерной энергетике развивающихся стран. Сегодня многие считают, что он заложил основу для Международного агентства по атомной энергии, организации, которую рассматривают как модель будущего контроля ИИ.

Гений Эйзенхауэра заключался в том, что он напрямую связал ядерные гарантии со смелым предложением предоставить другим странам возможности использовать ядерные технологии.

Какими бы пугающими ни были перспективы биотерроризма с использованием искусственного интеллекта или катастрофических кибератак, история показывает, что лучший способ снизить риски, связанные с трансформационными технологиями, — это мудро и осознанно управлять их распространением, а не пытаться полностью заблокировать их. Инструменты искусственного интеллекта уже продемонстрировали множество мощных преимуществ, которые могут помочь облегчить перенапряжение систем здравоохранения , истощение урожая и другие проблемы, с которыми сталкиваются многие страны Глобального Юга, а Соединенные Штаты — с их ведущими университетами, сильным частным сектором и активными агентствами — в гораздо лучшем положении, чем Китай, чтобы помочь им получить выгоду. Если бы США взяли на себя инициативу по предоставлению «неимущим» ИИ скудных ресурсов, необходимых для создания их собственной экономики ИИ, это стало бы четким сигналом о том, что Соединенные Штаты намерены расширить возможности мира с помощью ИИ, а не доминировать над ним. Это также может помочь гарантировать, что безопасность, ответственность и демократические ценности останутся центральными для мирового развития искусственного интеллекта, предлагая доступ к ресурсам облачных вычислений, но делая доступ зависимым от строгих стандартов и гарантий. Если все будет сделано правильно, такая облачная сеть может даже помочь Соединенным Штатам направить развитие искусственного интеллекта в Китае в более позитивном направлении.

США обладают непревзойденным потенциалом сыграть решающую роль в формировании развития мировой экосистемы искусственного интеллекта, и для этого им нужно только видение. Дипломатические усилия, такие как Саммит по безопасности ИИ, имеют свое место, но они будут гораздо более эффективными, если они будут связаны с активной кампанией по противодействию стремлению Китая развернуть практические возможности ИИ для развивающегося мира. Чтобы возглавить мировую революцию в области искусственного интеллекта, Соединенным Штатам придется сделать больше, чем просто добиться дипломатического консенсуса вокруг своих принципов безопасности и ответственности — они должны дать возможность странам создавать инструменты искусственного интеллекта с учетом этих принципов.

Научный сотрудник Центра новой американской безопасности по вопросам искусственного интеллекта, технологической конкуренции и национальной безопасности Билл Дрексел.

Научный сотрудник Центра новой американской безопасности Ханна Келли, изучает технологическую стратегию США и международное технологическое сотрудничество.

Источник

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!