Осенью 2012 года прошла открытая дискуссия в посольстве США в Москве о роли России на Ближнем Востоке. В своем выступлении опытный американский дипломат сосредоточила внимание на том, что Россия представляет собой «изношенную силу», которая никогда не сможет вернуть себе доминирующее положение Советского Союза в регионе. Дискуссия, в которой было мало голосов несогласных, отличалась тем, насколько она была необоснованной: именно тогда Москва начала вновь становиться крупным игроком в Сирии и во всем регионе. Сегодня влияние России на Ближнем Востоке находится на очередном переломном моменте. Источник: Foreign Policy
Именно во время сирийской войны Москва наметила курс на возобновление своего значения на Ближнем Востоке. Путин сделал свой первый крупный шаг для усиления влияния в регионе в сентябре 2013 года. В то время как Соединенные Штаты готовились к операции в Сирии, Путин придумал дипломатический компромисс, пообещав помочь в ликвидации сирийского арсенала химического оружия.
Два года спустя Россия укрепила свои позиции в регионе, осуществив военное вмешательство в Сирию. Менее чем за год силы Москвы переломили ход войны и обеспечили правление сирийского диктатора Башара Асада – успех, который Путин хотел бы использовать для получения влияния во всем регионе. Прочно удерживая Сирию, Россия стала центром региональной дипломатии от Анкары до Эр-Рияда и Каира. Работая вместе с Ираном и «Хезболлой» на поле боя в Сирии, отношения Москвы с Тегераном начали теплеть. Вынужденный принимать во внимание российские вооруженные силы по соседству, особенно российские подразделения ПВО, которые потенциально могут сбить с толку израильские ВВС. Ирак и Египет стремились к сотрудничеству с российской разведкой и борьбой с терроризмом. Вскоре поддерживаемые Россией силы начали прибывать в Ливию, чтобы вмешаться и в эту гражданскую войну.
Москва использовала свое новое присутствие в регионе, чтобы позиционировать себя как альтернативу Соединенным Штатам, используя недовольство Вашингтоном для усиления своего влияния. В Турции Москва воспользовалась восприятием поддержки Западом неудавшегося государственного переворота против президента Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016 году, а также постоянными столкновениями по поводу сотрудничества США с курдскими силами в Сирии, которые Анкара считает террористическими группировками. В Египте Путин использовал обеспокоенность администрации Обамы после свержения египетскими военными демократически избранного правительства под руководством «Братьев мусульман» в 2013 году для развития теплых отношений с новым президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. В Израиле Путин воспользовался прохладными отношениями между Обамой и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, чтобы еще больше укрепить связи с Израилем. В Саудовской Аравии Путин заранее сделал ставку на амбициозного наследного принца Мухаммеда бен Салмана, демонстративно пожавшего ему руку на саммите G20 в 2018 году, всего через месяц после того, как журналист Джамаль Хашогги был убит оперативниками саудовского правительства.
Подход Москвы, основанный на интересах, и умелая дипломатия помогли ей успешно преодолеть региональные разногласия. Российская политика была прагматичной и даже циничной, не привязанной к идеологии или таким ценностям как демократия. России удалось одновременно улучшить отношения с Ираном, Израилем и Саудовской Аравией. Ей удалось привлечь турецкое правительство и курдские группировки в Сирии, ловко избегая критики, которую Анкара обрушила на Вашингтон.
Однако вторжение России в Украину в феврале 2022 года положило начало постепенному ослаблению влияния Кремля на Ближнем Востоке. Во-первых, неспровоцированное нападение России запятнало ее международное положение, сделав ее менее привлекательной альтернативой противостоянию с Вашингтоном. Каир, например, столкнувшись с давлением со стороны Вашингтона, согласился прекратить запланированные поставки оружия в Россию. Сообщается, что Анкара воздержалась от покупки еще одной партии российских систем противовоздушной обороны С-400, вероятно, решив, что разыгрывание карты России с Вашингтоном теперь менее надежно и эффективно.
Влияние Москвы на ее отношения с ключевыми государствами региона также изменилось. В то время как Россия смогла ввести болезненные санкции против Турции в ответ на сбитый российский истребитель в 2015 году и в конечном итоге заставить Эрдогана извиниться, теперь Россия полагается на Турцию как на канал для перевалки товаров, чтобы обойти западные санкции. Российские самолеты теперь курсируют через Стамбул и Дубай, чтобы избежать ограничений европейского воздушного пространства. Москва покупает вооруженные дроны иранского производства и даже строит в России завод по производству дронов по иранской лицензии.
Наконец, Москва ослабила свое военное присутствие и присутствие в сфере безопасности на Ближнем Востоке. Хотя Россия по-прежнему сохраняет ключевую военно-морскую и авиационную базу в Сирии, она сократила там часть своих сил и техники для поддержки военных операций в Украине. Чтобы прокормить свою испытывающую трудности военную машину, Россия даже завербовала сирийских боевиков. Хотя Россия сохраняет присутствие в Ливии через военизированную группировку «Вагнера», она, как сообщается, также передислоцировала силы этой группировки для помощи в боевых действиях в Украине. Способность России проецировать свое влияние в регионе также ограничена тем фактом, что Москве будет трудно усилить свое присутствие в случае усугубления кризиса на Ближнем Востоке.
Атака ХАМАС на израильское гражданское население и резкая реакция Израиля, вероятно, ознаменуют точку невозврата для ослабевающего влияния России на Ближнем Востоке. Отношения России и Израиля уже были напряжены из-за вторжения России в Украину, но реакция Путина на кризис в секторе Газа, вероятно, усугубила ситуацию. Обвиняя политику США, Москва воздержалась от явного осуждения нападения ХАМАС. Нежелание Москвы высказывать свое мнение на стороне Израиля не осталось незамеченным: политик из партии Нетаньяху выступил на российском государственном телевидении, чтобы раскритиковать ответ России. Хотя Путин, вероятно, испортил свои личные связи с Нетаньяху, двусторонние отношения, вероятно, ухудшатся еще больше, если последний покинет свой пост в результате кризиса в секторе Газа.
Напомним, что делегация террористов ХАМАС прибыла в Россию для переговоров 26 октября.
Ранее РФ в Совбезе ООН пыталась продвинуть резолюцию по Израилю. Проект большинство членов поддержать отказались, так как в документе не было осуждения террористической атаки ХАМАС.
Перед этим ХАМАС выразил признательность российскому президенту Путину за его позицию, поблагодарив его за «неустанные усилия», по прекращению «сионистской агрессии против народа Палестины».
В своем докладе Институт Роберт Лансинга сообщил, что Москва и Тегеран, по всей видимости, участвовали в организации, одобрении и политической поддержке нападения террористов ХАМАС на Израиль.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet