Пророссийские силы в Словакии набрали популярность и могут получить большинство в результате парламентских выборов 30 сентября, так как в течение нескольких лет работают не с открыто пророссийских, а с антизападных позиций, к которым уязвимо словацкое общество. Соответствующие темы синхронно популяризируются сетью медиа, которые активизировались в Словакии после оккупации Крыма в 2014 году, повестка которых отвечает российским интересам.
Об этом в комментарии Guildhall заявила старший научный сотрудник Центра демократии и стойкости (Centre for Democracy & Resilience), словацкого аналитического центра GLOBSEC Катарина Клингова.
«Начиная с 2014 года, после оккупации Крыма и до сегодня, в Словакии сформирована целая сеть медиа, также задействованы другие участники гражданского общества, которые работают на поляризацию общественности, часто играя в русле российской пропаганды, в российских интересах, используя определенные темы — они выступают c позиций против либеральных ценностей, против ЛГБТ, спекулируют на теме мигрантов, раньше это были кампании по дезинформации вокруг пандемии, инфляции и так далее. И на этом поле очень хорошо играют политики, используя упомянутые повестки, они дискредитируют классические медиа, подрывают доверие к общественным организациям и журналистам, даже нашего президента обвинили в том, что он иностранный агент. Эта игра ведется годами, если в 2016 году эти нарративы использовали преимущественно ультраправые, экстремистские политические силы, то сегодня, эти темы стали настолько популярны, что на них работают мейнстримные партии, озвучивая эти нарративы уже не в альтернативных, а в ведущих медиа, такие темы, по типу «либерального фашизма». Как следствие, к примеру в августе, на празднике в честь Словацкого национального восстания, это большой государственный праздник, ведущие политики заявляли о том, что «ничего хорошего не приходит с Запада, кроме фашизма и войны», — заявила аналитик.
«Эти силы не работают с открыто пророссийских позиций, они используют другую повестку. К примеру, антизападную повестку, нарратив о «захвате словацкого суверенитета» и «управлении из Брюсселя», о том, что мы можем якобы «стать целью России из-за сил НАТО, размещенных в Словакии», все это распространялось здесь еще до полномасштабного вторжения в 2022 году. Это позиции против ЕС и против НАТО. Уже после войны некоторые политики очень активно используют повестку так называемого «мира», говоря, что они «против войны и за умиротворение», а одновременно активно используют обвинения в адрес США в развязывании войны. То есть не идет открыто пророссийская риторика, а антизападная, играющая в интересах РФ», — считает эксперт.
«Все это успешно по ряду причин, одна из них — это словацкое прошлое в Чехословакии, времен СССР. В нашем обществе хорошо привита история о панславизме, о старшем брате в виде России, которая «всегда защитит», проводились операции влияния на этом почве. Люди верят, что это наша история. И политики используют это, называя Россию стратегическим партнером для Словакии», — подытожила Катарина Клингова.
Ранее также директор Центра информированного общества (Center for an Informed Society) Андреа Михалкова, комментируя возможный реванш пророссийских сил в Словакии, заявила, что такой реванш возможен в результате многолетних российских операций влияния в словацком обществе.
Напомним, 30 сентября в Словакии состоятся внеочередные парламентские выборы. Как сообщал The Guardian Словакия имеет большее значение, чем принято считать в ЕС, результаты выборов в которой могут повлиять на весь Евросоюз — если сбудутся прогнозы опросов общественного мнения, то к власти сможет вернуться Роберт Фицо, пророссийский политик, который пытается подражать Виктору Орбану.
Также издание Politico писало, что политики Европейского Союза с тревогой наблюдают за политическими процессами в Словакии, опасаясь прихода к власти пророссийсикх сил.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet