«ЧВК Вагнера» в Африке: как французская разведка перестроила свою работу

Прибытие наемников Евгения Пригожина в бывшую французскую колонию привело к реинвестированию разведки Парижа (DGSE). Источник: l’Opinion

В декабре 2013 года солдаты французского отряда «Сангарис» дислоцировались в Банги. Они столкнулись с более сложной ситуацией, чем ожидалось. Бойцы «Антибалака» начали наступление на повстанцев «Селеки», захвативших власть в столице. Силы безопасности Франции не смогли предвидеть грядущего удара и должны были скорректировать военную позицию, чтобы противостоять надвигавшейся гражданской войне.

В то время французские руководители в значительной степени отказались от инвестиций в разведку в Центральной Африке, особенно в Центральноафриканской Республике и соседнем Конго-Браззавиле. В дипломатической ячейке Елисейского дворца, как и в Африканском департаменте, не видели смысла тратить энергию и дополнительные финансовые средства в Африке. Ходили даже разговоры о закрытии поста в Банги, пишет издание.

Начало операции «Сангарис» позволила сохранить пост разведки DGSE в Банги. Однако постоянных агентов можно было пересчитать по пальцам. Их поддерживали так называемые агенты-миссионеры.

Изменения в подходе работы DGSE не произойдут до прибытия «Вагнера» с 2018 года. В итоге Франция расширила команду разведки, присутствующей в Банги.

«Прибытие русских активизировало наши действия и вербовку источников в разведке, — объясняет бывший сотрудник спецслужб. Затем необходимо было понять, каковы связи россиян с властью, функционирование финансовых органов, военное и медийное влияние людей Пригожина»

В Сахеле средства DGSE в основном направили на борьбу с терроризмом и захватом заложников.

В конце 2021 года прибытие сил Евгения Пригожина в Мали еще больше повысило внимание французских спецслужб.  На уровне DGSE были усилены сотрудники, дислоцированные в Уагадугу и Бамако.

«Россия тогда стала приоритетной и еженедельной темой, — свидетельствует французский дипломат. Нас просили проработать пророссийских активистов, схемы финансирования «Вагнера», связи с лидерами действующей власти»

Ухудшение отношений с Мали и Буркина-Фасо осложняет текущую работу служб на местах. Однако DGSE поддерживает систему в полевых условиях, отмечает издание.

Военную операцию «Сангарис» армия Франции начала в ЦАР в декабре 2013 года с целью предотвращения столкновений в этой стране между вооруженными группировками мусульман и христиан. Как неоднократно подчеркивали в Париже, военное вмешательство в ЦАР было осуществлено по просьбе властей этой страны.

Столкновения между религиозными общинами в ЦАР начались в марте 2013 года, когда мусульманская коалиция «Селека» свергла христианского президента Франсуа Бозизе, повстанцы начали грабить и убивать христиан. В ответ христиане создали отряды ополчения «Антибалака». За время обострения обстановки в ЦАР погибли несколько тысяч человек, а страну охватил гуманитарный кризис.

Напомним, РФ планирует расширить военное присутствие в ЦАР после референдума по конституции, написанной в Москве.

Ранее сообщалось, что Россия уведомила Центральноафриканскую Республику о том, что хотела бы заменить кураторов «ЧВК Вагнера» в стране, в частности Александра Иванова (наиболее влиятельного куратора в ЦАР), Дмитрия Сытого (директора «Русского дома») и Виталия Перфильева (командующего «Вагнером» и советника по национальной безопасности президента Туадеры). По информации западных и российских СМИ, ротации «ЧВК Вагнера» в ЦАР связаны с переводом их частей под руководство Минобороны России.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!