СМИ рассказали об операциях влияния КГБ для продвижения интересов России в Африке

Российское влияние в Африке имеет глубокие исторические корни: от поддержки попытки государственного переворота в Гане до распространения фальшивых политических новостей в Алжире и подготовки африканских боевиков в Крыму. Французские журналисты рассказали о четырех малоизвестных советских операциях, направленных на продвижение интересов России в Африке во время холодной войны. Источник: France24

Читайте также: Der Spiegel развенчал миф о «супершпионе» Путине из КГБ

Полномасштабное вторжение в Украину в феврале 2022 года возродило старую битву за глобальное влияние между Россией и Западом, которая также привлекла внимание к Африке.

По данным Африканского центра стратегических исследований, при президенте Владимире Путине Россия добивалась влияния на континент с помощью «необычных (и часто незаконных )» средств, включая использование наемников, поддержку переворотов, проведение кампаний по дезинформации и вмешательство в выборы. Но такая тактика далеко не нова.

Российское влияние в Африке восходит к временам холодной войны, когда советский режим стремился наладить связи с африканскими странами на основе общих экономических амбиций и взаимного недоверия к Западу. Москва использовала КГБ советских времен для дестабилизации правительств и распространения дезинформации в своем стремлении к влиянию на континенте. Многие из этих инцидентов до сих пор малоизвестны, но они показывают, что российские шпионы времен холодной войны уже применяли «фейковые новости» в качестве оружия.

Операция Алекс: Миссия невыполнима в Гане

Будучи первой африканской страной, получившей независимость от британского колониального господства в 1957 году, Гана занимала влиятельное положение на континенте, когда в конце 1960-х бушевала холодная война.

Первый премьер-министр страны Кваме Нкрума был тесно связан с советским режимом, и его отстранение от власти в результате переворота в 1966 году нанесло удар по российскому влиянию, тем более что его преемником стал проамериканский генерал Джозеф Артур Анкра.

За «железным занавесом» советские шпионы рассматривали варианты попыток восстановить Нкруму на посту главы государства. Одна из этих попыток — операция «Алекс» — продемонстрировала, насколько важна Африка для секретных служб советских государств-сателлитов, и трудности, с которыми ее агенты столкнулись на местах.

Операция началась с яйца. Глава чешской секретной службы в Гане Карел Хотарек в 1967 году отправился на ферму, принадлежащую чешским гражданам, недалеко от столицы Аккры. Хотарек прибыл под предлогом покупки свежих яиц, но на самом деле у него была встреча с Кофи Батсой, писателем и политическим активистом, тесно связанным с Нкрумой.

Батса рассказал Хотареку о плане контрпереворота, который должен был свергнуть генерала Анкру, и пообещал поддержку примерно 30 влиятельных военнослужащих. По его словам, не хватало только финансовой поддержки из Праги и Москвы.

Хотареку удалось заручиться финансированием от своего начальства. Операция «Алекс» должна была начаться в октябре 1968 года ; Близкие к России контакты сообщили Нкруме, что он должен готовиться к возвращению к власти.

Но со временем Хотарек и российская военная разведка ГРУ становились все более подозрительными к Батсе и даже арестовали его в августе 1968 года — за два месяца до того, как должна была начаться операция «Алекс». Шпионы из стран Восточного блока опасались, что они передали советское оружие и деньги ненадежному крикуну, не способному провести секретную операцию.

Его арест не остановил Москву, которая планировала провести операцию «Алекс» в союзе с другими сообщниками. Но шли месяцы, а контрпереворота так и не произошло.

Официального объяснения, почему этого не произошло, нет, и даже ключевые фигуры проекта задавались вопросом.

Советская идеология: военная подготовка в крымском Центре 165

Незарегистрированные рейсы приземлялись поздно ночью в Крыму с группами молодых людей от 15 до 30 лет, прибывающих из дружественных СССР африканских стран. На взлетной полосе автобусы с опущенными жалюзи ждали, чтобы отвезти новых «студентов» в Центр 165 в поселке Перевальное в Крыму.

В деревне с 1965 года располагался крупнейший в России центр подготовки бойцов африканских освободительных движений, в котором одновременно обучалось 500 студентов. За 26 лет существования там прошли подготовку около 15 000 бойцов, в том числе из Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде, Народного движения за освобождение Анголы, партии Африканский национальный конгресс в Южной Африке и Фронта освобождения Анголы. Мозамбик.

Обучение было интенсивным и частично контролировалось КГБ. Студенты должны были вставать в 6 утра каждый день и делать час гимнастики перед завтраком, а затем пять часов подряд выполнять военные упражнения. После обеда студенты оформляли документы или работали на территории до обеда, а потом смотрели показы советских фильмов. Военная подготовка продолжалась с наступлением темноты, когда курсанты осваивали такие навыки, как преодоление минных полей в темноте.

Бойцы изучали русский язык, марксизм, ленинизм и историю революций по всему миру. Поскольку центр находился примерно в 20 километрах от пляжного городка Алушта, окрестности также создавали идиллический фон для того, чтобы увидеть коммунистические ценности в реальной жизни: раз в месяц студенты посещали колхозы, магазины и школы.

Хотя этот центр считался весьма эффективным методом распространения советских ценностей и военного ноу-хау, он исчез после распада СССР в 1991 году и, похоже, не оставил почти никаких следов. Студенты, прошедшие там обучение и которые «иногда до сих пор занимают руководящие должности в военном аппарате своей страны, например в Анголе, не признают, что проходили обучение в Советском Союзе », — написала историк Наталья Крылова в своем исследовании 2017 года об учебном центре «Перевальное».

Фейковые новости: Де Голль и КГБ в Алжире

Дипломатический раскол между Францией и США достиг таких масштабов, что президент США Джон Ф. Кеннеди чуть не отменил запланированный на май 1961 года государственный визит в Париж агентами КГБ, стремящимися переосмыслить события в Африке, чтобы дискредитировать Вашингтон и посеять недоверие между западными союзниками.

В то время Фронт национального освобождения Алжира (ФНО) уже семь лет вел войну против Франции, в результате которой страна в конечном итоге добилась независимости от колониального господства. К январю 1961 года члены ФНО вступили в переговоры с президентом Франции Шарлем де Голлем, но группа французских генералов выступила против переговоров. В результате генеральского путча в Алжире в апреле ведущие представители вооруженных сил попытались — и потерпели неудачу — свергнуть де Голля.

Среди этого хаоса российские агенты увидели возможность и подбросили статью в апрельском выпуске итальянской левой газеты Paese Sera за 1961 год под заголовком: «Был ли военный переворот в Алжире подготовленным в консультации с Вашингтоном?»

Его авторы утверждали, что один из руководителей путча, генерал Морис Шалле, был агентом ЦРУ на том основании, что он был известен как сторонник Вашингтона. Шалле «служил в штаб-квартире НАТО и был необычайно проамериканским для высокопоставленного французского офицера», согласно отчету Макса Холланда о дезинформации и ЦРУ за 2001 год в Центре по связям с общественностью Миллера.

Фейковые новости, подброшенные КГБ в «Paese Sera» , быстро набрали обороты. Официальная российская газета «Правда» опубликовала статью о поддержке восстания ЦРУ, как и российское государственное информационное агентство ТАСС и Московское радио. Затем эту историю подхватила французская газета новостей «Ле Монд», написав : «Сейчас установлено, что американские агенты более или менее поощряли Шалле».

Позднее газета поспешила опровергнуть это утверждение, но ущерб был нанесен. Министр иностранных дел Франции Морис Кув де Мюрвиль был вынужден опровергнуть обвинения в парламенте Франции, чтобы снизить растущую напряженность в отношениях с Вашингтоном.

Этот эпизод был «прекрасным примером того, как коммунисты используют ложные новости» для получения большого эффекта, как заявил в июне 1961 года подкомитету внутренней безопасности Сената США Ричард М. Хелмс, тогдашний помощник заместителя директора ЦРУ.

Оружие для информации: «Альтер» и «Секретарь», секретные агенты

Отношения между советскими агентами и африканскими борцами за освобождение могли быть выгодны обеим сторонам, о чем свидетельствуют отношения между двумя шпионами во время холодной войны, известными как «Альтер» и «Секретар».

Альтер, также известный как Мирослав Адамек, был чешским дипломатом, находившимся в столице Гвинеи Конакри и шпионившим в пользу Праги.

Секретарем был Амилкар Кабрал, ведущая фигура африканского освободительного движения 1960-х и 1970-х годов и основатель Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК).

Адамек и Кабрал провели свою первую профессиональную встречу в ноябре 1960 года. Двое мужчин вместе пообедали, после чего чешский шпион сказал, что нашел их разговор «очень обнадеживающим» и предложил завербовать Кабрала в качестве «тайного контакта» под кодовым именем Секретарь.

Кабрал, который, как известно, был вдохновителем марксистской идеологии, использовал встречу, чтобы попросить финансовой и материально-технической помощи для поддержки восстания против португальских колониальных держав в Гвинее. Москва, стремящаяся найти новых союзников, согласилась.

Маловероятно, что Кабрал был полноправным советским шпионом, и он, возможно, даже не знал о тайной стороне своих отношений с Адамеком. Последний сохранил свое прикрытие в качестве дипломата и использовал его как предлог, чтобы запросить у Кабрала информацию об африканских движениях за независимость .

Несмотря на уловки, отношения были взаимовыгодными. Кабрал получил оружие, которое укрепило ПАИГК как военную силу. Его брата отправили изучать медицину в Московский университет имени Патриса Лумумбы, а дочь Иву приняли в престижную школу-интернат недалеко от российской столицы.

Взамен Прага и Москва получали инсайдерскую информацию о мероприятиях, на которые был приглашен Кабрал, таких как конференции между странами, выступавшими против Советского Союза. Они также смогли получить более глубокое представление о деятелях , возглавляющих освободительные движения в Африке.

Отношения иссякли только тогда, когда в августе 1968 года российские танки вторглись в тогдашнюю Чехословакию, чтобы подавить культурную либерализацию Пражской весны , после которой чешские шпионы стали менее склонны поддерживать Москву.

Читайте также: The Guardian: Вилла сына офицера КГБ в Италии могла использоваться для шпионажа

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!