Politico: борьба с теневым флотом России раскалывает ЕС

Европейский союз стремится решить проблему флота устаревших танкеров, большинство из которых принадлежат Греции и используются для перевозки российской нефти по всему миру, представляя угрозу экологической безопасности. Однако борьба с так называемым «теневым флотом» оказалась сложнее, чем ожидалось, и эти усилия вызывают разногласия внутри Европейского союза. Источник: Politico

Читайте также: Россия начала использовать иранский «теневой флот» для перевозки нефти

По данным издания, в рамках до сих пор неутвержденного «одиннадцатого пакета санкций» в отношении Российской Федерации, Комиссия предлагает запретить судам, подозреваемым в незаконной транспортировке российской нефти, выходить из европейских портов.

Когда Брюссель приступил к работе над последним пакетом санкций, ожидалось, что он получит единодушную поддержку стран Европейского союза, однако этого не произошло. Европейские дипломаты сообщают, что эти предложения вызвали недовольство стран с крупным торговым флотом, такими как Кипр, Греция и Мальта.

«Сегодня греческое и кипрское судоходство сильно присутствует в российских поставках нефти, также имеется некоторое участие Мальты. Большинство из их флота работает в нормальном режиме, но некоторые суда также замешаны в подозрительной деятельности», — заявил Байрон Маккинни, директор S&P Global Market Intelligence, в интервью изданию.

По его оценкам, в составе так называемого «теневого флота», который занимается перевозкой российской нефти, действует около 443 танкеров, преимущественно принадлежащих Греции.

В то же время, отвечая на вопрос на пресс-конференции 25 мая, президент Кипра Никос Христодулидес заявил, что если Брюссель хочет получить поддержку его страны, то должен сам понести финансовую нагрузку, связанную с возможными потерями из-за новых санкций.

Законность транспортировки российской сырой нефти определяется установленным G7 ограничением цены в декабре 2022 года. Покупатели должны подтвердить соблюдение ценового лимита в 60 долларов за баррель, прежде чем иметь возможность использовать западные услуги доставки и страхования. Кроме того, Европейский союз ввел отдельные санкции, запрещающие импорт российской морской нефти в страны-члены союза.

«Если вы являетесь танкером, полагающимся на крупную европейскую страховую компанию или страховую компанию Большой семерки, вам необходимо соблюдать ценовой лимит», — отмечает Крейг Кеннеди, исследователь Центра Дэвиса по исследованиям России и Евразии при Гарвардском университете.

«Например, многие греческие суда ежедневно отправляются из России, и более половины всех судов, загружаемых в России, застрахованы и, вероятно, финансируются западными банками и страховыми компаниями. Однако все они получают документ, утверждающий, что стоимость этого груза составляет менее 60 долларов. В настоящее время это верно в большинстве случаев, но не для всех», — добавил он.

Таким образом, эксперты обнаруживают все больше доказательств того, что российская нефть продается по более высоким ценам.

Также есть инвесторы, которые приобретают более старые танкеры, возрастом старше 15 лет, используют их для обхода ограничений цен на российскую нефть. Эти грузоотправители заключают страховые полисы для своих судов не в крупных компаниях, а обращаются к новым сомнительным организациям, которые могут не обладать достаточными средствами для выплат в случае ЧП.

Западные страны также обеспокоены тем, что суда отключают свои системы автоматической идентификации, чтобы скрыть истинное происхождение своего груза. Это позволяет им двигаться без обнаружения, но также может повысить вероятность столкновений.

Имеются также сведения о судах, которые перекачивают сырую нефть на другие суда посреди моря, чтобы затруднить отслеживание происхождения нефти.

В последней версии пакета санкций Европейского союза отмечается, что в связи с «резким увеличением мошенничества и связанных с ним рисками для окружающей среды от судов, перевозящих российскую сырую нефть и нефтепродукты, пытающихся обойти ограничительные меры Союза», ЕС должен запретить «доступ к портам и шлюзам» Союза для судов, «подозреваемых или обнаруженных в нарушении запрета на импорт морской российской сырой нефти и нефтепродуктов в ЕС, а также участвующих в судовых операциях перекачки с судна на судно».

То же самое относится к судам, отключающим свои системы идентификации. Однако в последней версии пакета санкций, датированной 24 мая, указывается, что «запрет не распространяется на случаи, когда законно возможно отключение навигационной системы».

Однако принятие этих ограничений оказалось сложным заданием. В ходе переговоров по санкциям как страны с большим флотом, такие как Франция, Германия и Нидерланды, выразили опасения и оговорки.

«Мы не против этих мер, но нам нужно понять, как они будут функционировать», — заявил не названный дипломат из европейской страны с развитой морской индустрией.

Дипломаты-противники этих ограничений утверждают, что в определенных случаях корабли могут законно отключать свои системы автоматической идентификации, поэтому нельзя автоматически предполагать, что они транспортируют российскую нефть.

Предлагаемые конфигурации также вызывают настороженность в отрасли.

«Регуляторы должны осознавать риски того, что запрет определенных действий не приведет к исчезновению спроса на покупку, продажу и транспортировку этого груза. Всегда найдутся те, кто будет пытаться обойти ограничения другими способами, что несет свои риски», — подчеркнул партнер международной юридической фирмы HFW, имеющей значительный опыт в морской сфере, Даниэль Мартин.

Ассоциации судовладельцев Европейского сообщества и греческие и мальтийские ассоциации судовладельцев отказались комментировать эти данные.

Байрон Маккинни из S&P заявил, что проблему с оффшорными судами, осуществляющими нелегальные перекачки с судна на судно, можно решить только при наличии достаточной политической воли.

«Очевидно, если вы начнете ограничивать это, то это будет иметь больший эффект на греческое судоходство, чем на любое другое государство в ЕС. Поэтому, я считаю, что они будут против этого», — сказал он.

Напомним, ранее мы сообщали, что РФ приобрела более сотни устаревших танкеров, чтобы создать из них “теневой флот”, который призван смягчить эффект от действия санкций в отношении российской нефти.

Также мы информировали, что «теневой» флот, который Россия собрала для перевозки своей нефти после введения европейских санкций, не справляется с задачей замещения европейских танкеров. Основная трудность заключается в том, что ведущим поставщиком нефти стала Индия, которая находится гораздо дальше, чем Европа — основной потребитель углеводородов из России до введения эмбарго.

Ране США и Евросоюз установили потолок цен на российскую нефть в 60 долларов за баррель.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!