FT: «Теневой» флот стал ключевым фактором устойчивости экономики РФ в военное время

С момента вторжения России в Украину, в Керченском проливе, который связывает Азовское море с Черным и, таким образом, с остальным миром, стали наблюдаться изменения в работе флота. Российский «теневой» флот способствовал устойчивости экономики России во время войны. Источник: FT 

Читайте также: Россия начала использовать иранский «теневой флот» для перевозки нефти

Согласно международным морским правилам, все коммерческие корабли, за исключением наименьших, обязаны использовать систему автоматической идентификации (AIS), чтобы облегчить обнаружение их местонахождения другими кораблями. Однако, наблюдатели отмечают рекордное количество кораблей, которые имеют перебои в работе системы AIS. Это может свидетельствовать о том, что такие корабли намеренно скрывают свои маршруты.

Согласно данным Lloyd’s List Intelligence за третий квартал 2020 года, 42 корабля, проходившие через Керченский пролив, выключили свои AIS в общей сложности 86 раз. На это могут быть законные причины, иногда AIS выходит из строя. Однако, этот «секретный» флот стал ключевым фактором неожиданной устойчивости российской экономики в военное время. Активизация такого флота свидетельствует о том, что Россия продолжает сопротивляться западным санкциям. 

Задержки кораблей в Керченском проливе стремительно возросли, сообщает Lloyd’s List Intelligence. В первом квартале 2023 года было зафиксировано 586 отключений AIS на 1 753 раза, причем подавляющее большинство отключений было на кораблях под российским флагом. 

Читайте также: РФ создает “теневой флот” из старых танкеров для продажи нефти в обход санкций

Керченский пролив является стандартным маршрутом экспорта российского зерна, но если блокировка систем AIS происходит во время обмена грузом судно на судно, это значительно усложняет отслеживание груза. Приблизительно три четверти отключений касаются грузовых кораблей, а одна четверть из них — танкеров. Много сухогрузов, а также меньшие объемы нефти и других жидкостей оставляли Азовское море без сигналов AIS. Как заявляет Бриджит Диакун, часть отключений законна, но, вероятно, есть и другие факторы, играющие важную роль в этом явлении.

Россия может перевозить украденные товары из временно оккупированных украинских портов в Азовском море. Резкое увеличение масштабов отключения сигнала AIS может свидетельствовать о попытках России скрыть перемещение украденного украинского зерна.

Теоретически, корабли, отключающие AIS, должны быть наказаны, поскольку они увеличивают риск столкновения для проходящих вблизи судов, однако Международная морская организация не является глобальной «морской полицией». Россия и Украина имеют право проверять коммерческие корабли, проходящие через Керченский пролив, но сейчас они вряд ли это делают.

Резкий рост масштабов выключения сигналов AIS в Керченском проливе свидетельствует о том, что такое «тайное» судоходство будет способствовать российской торговле еще некоторое время.

Геополитика санкций изменилась за последние три десятилетия. Сегодня Китай, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие страны могут легко помочь объектам санкций обойти введенные ограничения, получив выгоду.

Напомним, ранее мы сообщали, что «теневой» флот, который Россия собрала для перевозки своей нефти после введения европейских санкций, не справляется с задачей замещения европейских танкеров. Основная трудность заключается в том, что ведущим поставщиком нефти стала Индия, которая находится гораздо дальше, чем Европа — основной потребитель углеводородов из России до введения эмбарго.

Ранее мы писали, что Евросоюз исключил из санкций нефтепродукты, произведенные из сырья России за границей.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!