Заложники Кремля: как ФСБ охотится на иностранцев

Журналист газеты Эван Гершкович должен пополнить «обменный фонд» главы Кремля, чтобы вернуть арестованных российских шпионов. Практика захвата иностранных заложников для последующего обмена была взята Путиным на вооружение довольно давно. Источник: The Insider

В 2004 году в Дохе по подозрению в убийстве Зелимхана Яндарбиева задержали двух офицеров ГРУ — и в ответ ФСБ арестовала четырех катарских спортсменов, летевших из Шереметьево в Беларусь. В итоге произошел обмен и киллеры вернулись домой.

Или, например, недавний обмен торговца оружием Виктора Бута на американскую баскетболистку Бритни Гринер. Как выяснил The Insider, изначально Бута хотели обменять на представителя Управления по борьбе с наркотиками США (DEA) в Москве Кевина Нерсесяна, но он заметил слежку и уехал из России. Главную роль в слежке за иностранцами играет Управление контрразведывательных операций (ДКРО) ФСБ. Правда, как показывают документы, ДКРО гораздо менее успешно ловит настоящих шпионов.

Как показывают секретные документы ДКРО ФСБ в Москве взяли в оперативную разработку сотрудника представительства DEA в России Кевина Нерсесяна, пока Бут находился в тюрьме Бангкока. Кремль рассчитывал собрать на американского наркоборца компромат и после ареста обменять на Бута. Из телефонных прослушек Нерсесяна выяснилось, что он периодически общается с начальником 2-го отдела ОРБ № 14 Департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД подполковником Дмитрием Абакумовым и начальником Управления по организации деятельности МВД по борьбе с наркотиками полковником Сергеем Тихоненко.

Разработку Нерсесяна поручили тогдашнему начальнику ДКРО ФСБ Александру Жомову, а он подключил «топтунов» из Оперативно-поискового управления (ОПУ) и Управление «М», которое курирует МВД, Минюст и ФСИН. Генерала Жомова называли мастером оперативных комбинаций и «подстав». Так, в 1988 году по заданию руководства КГБ он вышел на представителя ЦРУ в Москве Джека Даунига и предложил свои услуги — а потом два года морочил голову американцам, подсовывая им «липу». Именно генерал Жомов разоблачил заместителя начальника Управления внешней контрразведки СВР Александра Запорожского, который получил 18-летний тюремный срок за работу на ЦРУ. В дальнейшем его обменяли на провалившихся в США российских нелегалов.

Многоходовой спецоперацией по аресту Бута занималось непосредственно Управление по борьбе с наркотиками Минюста США (Drug Enforcement Administration, DEA), сотрудники которой, выдавая себя за боевиков колумбийской группировки ФАРК, смогли выманить его из России в Таиланд. Оружейный барон еще ожидал экстрадиции в США, а в Кремле уже лихорадочно искали возможности для его освобождения или обмена — видимо, очень опасались, что Бут выдаст американским следователям высокопоставленных лиц из Москвы и Минска, причастных к нелегальной торговле оружием.

На Абакумова и Тихоненко, контактировавших с Нерсесяном, завели дела оперативной проверки (ДОП): Абакумову был присвоен оперативный псевдоним «Дипломат», а Тихоненко прошел как «Весельчак». Из ДОП дипломата следовало, что он передавал американцу информацию о крупных наркоторговцах в России и помогал «пробить» поставщиков кокаина из Южной Америки. Впоследствии прослушка показала, что Дипломат поставлял кокаин коллегам из правоохранительных органов, и среди них был начальник Управления по борьбе с отмыванием денег Росфинмониторинга Р. (данные известны редакции).

Все было готово для задержания сотрудника представительства DEA в Москве Нерсесяна с последующим обменом его на Бута. Американца можно было обвинить в шпионаже, а полицейских подвести под статьи по «госизмене» и «получению взятки». Однако ФБР арестовала в США 10 российских нелегалов, которых выдал перебежчик из Службы внешней разведки РФ Александр Потеев. В итоге их обменяли на четверых граждан России, отбывающих тюремные сроки за шпионаж, а Бут предстал перед судом в США и получил 15 лет тюрьмы.

Напомним, ранее мы писали, что России пропал журналист The Wall Street Journal, интересовавшийся «ЧВК Вагнера».

Позже ФСБ проинформировала о задержании корреспондента Wall Street Journal, гражданина США Эвана Гершковича, по обвинению в «шпионаже». Спецслужба России обвинила его якобы в «сборе сведений об одном из предприятий ВПК, составляющих гостайну». Возбуждено дело о шпионаже.

После этого редакция Wall Street Journal призвала власти США выслать из страны посла РФ и всех российских журналистов.

# # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!