Foreign Policy: Китайская пропаганда отстала в Африке

Несмотря на то, что Китай ежегодно тратит неисчислимые миллионы долларов на свою пропагандистскую работу, ориентированную на Африку, эффективность информационных кампаний Пекина остается под сомнением. Источник: Foreign Policy

Читайте также: Уганда становится центром российской пропаганды в Африке

Официальное информационное агентство Китая Синьхуа имеет 37 бюро в Африке, больше, чем любое другое информационное агентство, а пропагандистские программы Китая, ориентированные на Африку, успешно привлекли десятки влиятельных африканских спикеров, которые помогают продвигать имидж и интересы страны.

При этом у официальных пекинских СМИ низкий уровень африканской аудитории.

С момента основания КПК в 1921 году она использовала пропаганду для «просвещения масс» и «мобилизации друзей для нанесения ударов по врагам». Для некитайцев — в данном случае африканцев — внешняя пропагандистская работа Китая заключается в четырех задачах: продвигать позитивное отношение к Китаю; продвигать партийную политику и китайскую культуру; противостоять враждебным иностранным силам; а также продвигать территориальные претензии Китая в отношении Тайваня, Гонконга, Тибета, Южно-Китайского моря и других оспариваемых территорий.

Сегодня Пекин стремится создать благоприятное общественное мнение для дружбы и сотрудничества между Китай и Африка.

Эксперты выделяют два типа китайских сотрудников, работающих в СМИ КПК в африканских странах: чиновники отдела пропаганды, маскирующиеся под журналистов, и настоящие профессиональные журналисты. Хотя у первых нет журналистского образования, они принимают редакционные решения и контролируют как африканских, так и китайских журналистов.

Чтобы придать своим передачам аутентичный колорит, корпорация CGTN ищет узнаваемых африканских телеведущих и репортеров и предлагает им хорошо оплачиваемую работу. Однако, устроившись на работу в китайское государственное СМИ, они узнают, что журналистские расследования нежелательны, если они выставляют Китай или его партнеров в негативном свете. Работа в официальных СМИ Китая означает, что африканский журналист должен согласиться не освещать постоянно расширяющийся круг тем, которые отдел пропаганды считает «деликатными».

Китай использует местные СМИ и влиятельные африканские голоса для распространения и подтверждения подлинности своей пропаганды, ориентированной на Африку. Китайские собеседники строят отношения с известными африканцами в различных областях, которых КПК называет «друзьями Китая».

Цель состоит в том, чтобы сопоставить контролируемые партиями медиа-конгломераты с местными поставщиками контента, чтобы замаскировать китайские репортажи таким образом, чтобы они показались родными для независимого издания. Эти «друзья» регулярно появляются в эфире и цитируют или пишут статьи для китайских пропагандистских изданий. В обмен на продвижение пекинской пропаганды они могут получить материальную или финансовую поддержку, а до COVID-19 — оплачиваемые поездки в Китай.

Китай также использует деловые сделки и соглашения об обмене контентом, чтобы расширить охват своей пропаганды, ориентированной на Африку. Некоторые небольшие африканские СМИ используют международный контент Синьхуа, который они получают по соглашениям о распространении с более крупными африканскими СМИ или государственными вещательными компаниями. Для африканских СМИ, испытывающих нехватку денег, международные отчеты и изображения Синьхуа могут стать экономическим спасательным кругом. Для Пекина ограниченные бюджеты этих СМИ дают возможность усилить и замаскировать свою пропаганду под маской легитимной международной информации.

Эта тактика, известная на английском языке как «астротурфинг» и на китайском языке как «заимствование иностранных СМИ» или «заимствование лодок для выхода в море», отмывает пропаганду Пекина через дружественные или невольные иностранные СМИ. Его наблюдали на юге мира, от Таиланда и Лаоса в Азии до Перу и Панамы в Латинской Америке; и до недавнего времени такой контент также появлялся в некоторых американских и европейских СМИ. По состоянию на начало 2023 года новостные организации Египта , Ганы, Кении, Нигерии , Южной Африки, Замбии и Зимбабве входят в число тех, кто подписал соглашения о сотрудничестве со СМИ и обмене контентом с Синьхуа.

Китайские фирмы также использовали инвестиции в акционерный капитал для усиления своего влияния на независимые африканские издания. Например, в 2013 году китайская StarTimes приобрела контрольный пакет акций южноафриканской компании спутникового телевидения TopTV. Партнерство фирмы с TopStar, государственной вещательной компанией Замбии, позволило ей получить лицензии на распространение сигнала и предоставление контента. Китайско-африканский фонд развития и государственная Китайская международная телевизионная корпорация владеют 20-процентной долей южноафриканской компании Independent Online (IOL), которая стала официальным информационным партнером посольства Китая в ЮАР. В 2018 году был уволен обозреватель IOL Азад Эсса после того, как он раскритиковал преследование мусульман в Китае в своей колонке.

Обучение африканских СМИ – еще один мощный инструмент. В Пекинском плане действий Форума китайско-африканского сотрудничества на 2018–2021 годы Китай согласился «проводить семинары по обучению и наращиванию потенциала для представителей СМИ и журналистов африканских стран, способствовать расширению обменов и взаимных визитов между китайскими и африканскими работниками средств массовой информации и поддерживать расширение обмена». Цель медиа-обменов и тренингов — способствовать большему сотрудничеству «в работе со СМИ, производстве программ, технических услугах и обучении персонала».

Китай также организует частные двусторонние и многосторонние тренинги для африканских журналистов и редакторов. Эти рабочие семинары обеспечивают оптимальную среду для построения отношений. После того, как их поздравили в Китае, многие посетители, естественно, не хотят создавать контент, который бросает вызов их щедрым хозяевам, когда они возвращаются домой.

До COVID-19 быстрое расширение Китаем спонсируемых обменов, соглашений о синдицировании и программ обучения СМИ для африканских журналистов свидетельствовало о том, что Китай считал, что его работа с общественностью работает. К 2017 году CRI заключила соглашения об обмене контентом как минимум с 70 зарубежными радиостанциями и 18 глобальными интернет-провайдерами. Действительно, десятки африканских специалистов в области СМИ переиздают или распространяют материалы китайской пропаганды. Эти чирлидеры узаконивают правление партии над Китаем, продвигают претензии Пекина на лидерство на глобальном юге, отклоняют критику Китая и его африканских партнеров, увековечивают антиамериканские нарративы и ставят под сомнение эффективность либеральной демократии. По мере того, как африканские «друзья» Китая получают ресурсы и влияние, предсказуемым результатом является то, что средства массовой информации в таких странах, как Кения, Гана и Малави, перепечатывают все больше материалов «Синьхуа» — даже несмотря на то, что в западных столицах продолжают расти опасения по поводу намерений Китая.

Тем не менее масштабы китайской пропаганды в Африке не следует переоценивать. Проанализировав влияние Китая на освещение в СМИ 30 африканских стран в первой половине 2020 года, ученый Дэни Мадрид-Моралес пришел к выводу , что китайские источники оказались гораздо менее влиятельными, чем французские или британские СМИ, но более влиятельными, чем СМИ США.

Одной из причин может быть их небольшой размер аудитории. В 2021 году примерно 2 процента кенийцев и южноафриканцев слушали CRI или читали China Daily , а около 7 процентов кенийцев и 6 процентов южноафриканцев смотрели CGTN. (Неудивительно, что Мадрид-Моралес и Герман Вассерман обнаружили , что те, кто пользуется китайскими СМИ, как правило, более позитивно относятся к Китаю.) Этот ограниченный охват может помочь объяснить снижение благосклонного отношения к Китаю в этих двух странах в период с 2013 по 2019 год — с 78 процентов до 58 процентов в Кении и с 48 процентов до 46 процентов в Южной Африке. В то же время процент нигерийцев, положительно относящихся к Китаю, упал с 76 до 70 процентов.

Как официальные лица либерально-демократической страны, политики США не могут устанавливать строгую редакционную линию и обеспечивать ее соблюдение, подавляя критические голоса африканцев. У них нет ни бюрократического аппарата, ни желания конкурировать лицом к лицу с пропагандистами КПК. Вместо этого, в соответствии с традициями и ценностями США, Вашингтон должен помочь поддержать независимую африканскую журналистику, которая требует от правительств и лидеров подотчетности, пишет издание.

Тем не менее, несмотря на широкое признание того, что долгосрочное стратегическое соперничество с Пекином неизбежно, правительству США еще предстоит открыто оспорить антиамериканскую пропаганду Китая в Африке.

Напомним, Китай тратит миллиарды долларов на то, чтобы распространять дезинформацию по всему миру, в том числе сообщения, которые полностью соответствуют российским нарративам по войне против Украины. Запад реагирует на это слишком медленно, заявил ранее специальный посланник и координатор Глобального центра взаимодействия Государственного департамента Соединенных Штатов Джеймс Рубин.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!