На фоне войны в Украине Турция совершает геополитические вторжения в места, где долгое время доминировала Россия, такие как Средняя Азия и Южный Кавказ. В то же Анкара все чаще сосредотачивается на регионах, где Москва должна иметь твердый контроль, а именно внутри самой Российской Федерации. Источник: Jordan News
Не секрет, что некоторые политические силы в Турции рассматривают отдельные российские территории как часть «тюркского мира». В феврале 2022 года турецкая консервативная газета «Карар» перечислила 10 регионов России, включая Татарстан, Чувашию и Башкортостан, как «автономные тюркские республики».
Тремя месяцами ранее Девлет Бахчели, лидер Партии националистического движения — коалиционного партнера правящей Партии справедливости и развития — представил президенту Реджепу Тайипу Эрдогану противоречивую карту «тюркского мира». В него вошли южные регионы России, такие как Кубань и Ростов, а также республики Северного Кавказа, Восточной Сибири и Крым — оккупированная украинская территория в 2014 году.
Но вместо протеста Кремль похвалил этот жест. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что не видит «ничего зазорного» в подарке Бахчели Эрдогану, и предположил, что Турция просто «стремится поддерживать связи с соотечественниками».
Эти события открыли двери для новой траектории внешней политики Турции.
Ухаживание за тюркскими народами
Увязнув в Украине, Россия не в состоянии защитить интересы своих граждан, проживающих в Турции. Растущее число россиян, в том числе тех, кто бежал в страну после того, как президент Владимир Путин объявил о призыве в армию в сентябре 2022 года, испытывают трудности с получением вида на жительство в Турции.
В то же время турецкие власти выдают долгосрочные виды на жительство крымским татарам — тюркоязычным мусульманам из района, который Анкара считает находящимся в сфере своего влияния. Посыл Анкары ясен: россияне с тюркскими корнями будут в приоритете над всеми остальными.
На протяжении многих лет Турция развивает культурные и экономические связи с Дагестаном, неспокойным российским регионом на Северном Кавказе. Турция также стала основным партнером Татарстана.
В 2021 году Анкара инвестировала в экономику Татарстана 2,5 миллиарда долларов, превысив в том же году иностранные инвестиции 79 других стран, включая Россию. Средства поступили после того, как президент Татарстана Рустам Минниханов посетил Анкару, где он встретился с Эрдоганом, чтобы обсудить пути углубления отношений. Были подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве, в частности, об производственной сфере.
Затем в мае прошлого года на международном экономическом саммите в столице Татарстана Казани официальные лица Турции и Татарстана обязались создать условия для поддержки предпринимательской деятельности.
Роль Чечни
По мнению некоторых российских аналитиков, Москва рассматривает Татарстан как экономические ворота в исламский мир, но в политическом плане Кремль предпочитает опираться на Чечню и ее лидера Рамзана Кадырова для развития связей с исламскими государствами.
Для выбора России есть практические причины — начиная с непростых отношений лидера с Турцией. Кадыров причастен к серии убийств чеченских диссидентов, проживающих в Турции, а также к заявлениям о шпионаже на турецкой земле.
Более того, в декабре 2021 года он пригрозил установить памятник лидеру Рабочей партии Курдистана Абдулле Оджалану — заклятому врагу турецкой власти — когда в турецкой провинции Коджаэли был открыт парк имени бывшего лидера чеченских повстанцев Джохара Дудаева.
В конечном итоге этот план был отложен после встречи Путина и Эрдогана в Сочи в августе 2022 года. Затем Турция перешла к установлению более тесного сотрудничества с Чеченской Республикой по различным вопросам, включая инвестиции и торговлю.
Турция как предпочтительный союзник
В последний раз проявление интересов Турции в дела России было продемонстрировано в прошлом месяце, когда изгнанные лидеры из Ингушетии, российской республики на Северном Кавказе, собрались в Стамбуле, чтобы призвать к независимости. Ссыльные ингушские лидеры выступили с заявлением, в котором подчеркнули необходимость «консолидации ингушского общества вокруг идеи независимости, а также стремления к сохранению культурной и религиозной идентичности».
Кремль снова закрыл глаза. Эрдоган даже выступил по национальному телевидению, чтобы похвастаться тем, что «все запросы Анкары (от Путина) в отношении Татарстана, Дагестана и других регионов удовлетворяются». Несмотря на то, что Анкара стремится увеличить свое присутствие в регионах России, где проживают тюркские и мусульманские народы, Кремль, похоже, намерен любой ценой сохранить свои экономические и политические связи с Турцией.
Турция, несомненно, продолжит использовать ослабление позиции Кремля для укрепления экономических, политических и культурных связей с этническими регионами России. В долгосрочной перспективе, если война в Украине приведет к распаду Российской Федерации, как некоторые и предсказывали, Татарстан, Дагестан, Саха, Ингушетия и, возможно, даже Чечня могут обратиться к Турции как к предпочтительному союзнику.
Поражение России в Украине дало Турции значительные рычаги воздействия на Москву во многих аспектах их двусторонних отношений.
Ранее Организация тюркских государств инициировала создание единого алфавита. Он должен помочь ускорить процесс достижения языкового единства тюркских государств.
До этого Азербайджан, Турция и Узбекистан подписали трехстороннюю Ташкентскую декларацию, которая направлена на укрепление отношений между станами.
Читайте также: Мавр сделал своё дело. Тюркский мир выбивает Россию из Казахстана
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet