Кризис в Шри-Ланке дает Индии шанс потеснить Китай в Южной Азии

Стратегическое положение Шри-Ланки привлекало чрезмерный интерес к маленькому островному государству со стороны региональных гигантов Китая и Индии на протяжении более десяти лет, причем Пекин и его свободные кредиты и инвестиции в инфраструктуру, по общему мнению, одержали верх в поисках влияния. Однако, экономический коллапс Шри-Ланки предоставил Индии возможность вернуть маятник в исходное положение, и Дели начал оказывать соседу масштабную финансовую и материальную помощь, пишут авторы The Associated Press.

Читайте также: В Шри-Ланке миллионы людей страдают от гуманитарного кризиса, власти прекратили продажу бензина

«В международной политике не существует такого понятия, как благотворительность», — говорит Шрирам Чаулия, возглавляющий Школу международных отношений в Университете О.П. Джиндала в Сонипате, Индия.

«Цель — вытеснить Китай с заднего двора Индии и восстановить баланс в пользу Нью-Дели».

Шри-Ланка, страна с населением 22 миллиона человек, расположена у южного побережья Индии на морских путях Индийского океана, по которым Китай получает подавляющее большинство импортируемой нефти с Ближнего Востока.

В рамках инициативы председателя КНР Си Цзиньпина «Пояс и путь», направленной на вливание денег в инфраструктурные проекты по всей Азии и Африке, бывший президент Шри-Ланки Махинда Раджапакса взял множество кредитов, включая 1,1 миллиарда долларов на строительство порта в его родном регионе Хамбантота, несмотря на то, что этот план был отвергнут экспертной комиссией.

Когда глубоководный порт не смог принести доход от экспорта, необходимый для выплаты Китаю долга, Шри-Ланка в 2017 году была вынуждена передать объект и тысячи акров земли вокруг него Пекину на 99 лет, предоставив Китаю ключевой плацдарм прямо напротив береговой линии регионального соперника — Индии.

Это усилило обеспокоенность Индии по поводу растущего влияния Китая в Южной Азии, особенно в таких небольших странах, как Шри-Ланка, Непал и Мальдивы.

Беспокойство по поводу растущей региональной напористости Китая усилилось в 2020 году, когда индийские и китайские солдаты вступили в смертельную стычку на спорной гималайской границе Ладакха.

По словам Рахула Рой-Чаудхури, лондонского аналитика Международного института стратегических исследований, в настоящее время военные интересы Пекина в большей степени сосредоточены на Южно-Китайском море и Тихом океане, в то время как его интерес к Шри-Ланке и Индийскому океану, по-видимому, в большей степени обусловлен экономическими причинами.

«С точки зрения безопасности для Китая это не приоритет, но для него это новая возможность усилить свое влияние в Южной Азии и противостоять влиянию Индии», — сказал он.

По словам Рой-Чаудхури, Шри-Ланка, как и многие другие страны региона, нуждается как в Китае, так и в Индии, чье совокупное население составляет почти 3 миллиарда человек.

«Это не черное и белое», — сказал он. «Лидеры этих стран должны быть одновременно и проиндийскими, и прокитайскими».

Саджит Премадаса, нынешний лидер оппозиции Шри-Ланки, подчеркнул, что хотя страна чрезвычайно благодарна за помощь Индии в нынешнем кризисе, правительству необходимо обеспечить, чтобы суверенитет и политическая независимость Шри-Ланки не пострадали от сложившейся ситуации.

С апреля Шри-Ланку сотрясают протесты после того, как иссякли валютные резервы, что привело к повсеместному дефициту продовольствия и топлива, а также отключению электроэнергии. Демонстранты требуют отставки президента Готабайи Раджапакса, брата Махинды Раджапакса, который был избран в 2019 году.

Читайте также: Reuters: Индия закупилась российским углем и нефтью со скидкой до 30%

В мае Махинда, назначенный премьер-министром, сам подал в отставку, но Готабайя уцепился за власть.

Готабайя унаследовал экономику, уже находившуюся в состоянии спада после серии нападений исламских экстремистов в начале 2019 года, вызвавших резкое падение туризма, основного источника дохода, и огромную внешнюю задолженность по инфраструктурным проектам, многие из которых финансировались китайскими деньгами и были заказаны братом Махинды.

Но ряд неразумных экономических решений усугубил ситуацию, и она еще больше усугубилась после того, как глобальный коронавирус снова ударил по туристическому сектору, а война в Украине привела к росту цен на продовольствие и топливо.

Сейчас правительство задолжало 51 миллиард долларов и не в состоянии выплачивать проценты. Оно приостановило выплату внешнего долга в размере $7 млрд, подлежащего погашению в этом году, из $25 млрд, которые должны быть выплачены к 2026 году, в ожидании результатов переговоров с Международным валютным фондом о пакете мер по спасению страны.

На Китай, третьего по величине кредитора Шри-Ланки после Японии и Азиатского банка развития, приходится около 10% ее долга.

Китай предложил предоставить больше кредитов на выгодных условиях, но отказался списать часть долга Шри-Ланки, возможно, из-за опасений, что это побудит других заемщиков в Азии и Африке потребовать такого же облегчения.

Но премьер-министр Ранил Викремесинге, который занял свой пост после отставки Махинды Раджапакса, заявил, что Шри-Ланка не смогла получить доступ к кредитам в размере 1,5 миллиарда долларов, предложенным Китаем, потому что Пекин поставил получение денег в зависимость от наличия у страны достаточных иностранных резервов на три месяца.

Пекин также пообещал «играть позитивную роль» в переговорах Шри-Ланки с МВФ и предоставил около 500 миллионов юаней, около 75 миллионов долларов, в качестве гуманитарной помощи, по словам представителя Министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзяня.

Тем временем Индия предоставила рис, сухое молоко, медикаменты и другую гуманитарную помощь на миллионы долларов, а также дизельное топливо и бензин.

Индия также предоставила Шри-Ланке кредитную линию на 4 миллиарда долларов на льготных условиях, что, по общему мнению, помогло избежать усугубления кризиса в стране, несмотря на то, что Викремесинге на прошлой неделе заявил о полном крахе экономики.

Викремесинге, который уже несколько раз занимал пост премьер-министра, считается сторонником Индии, хотя у него мало рычагов влияния в его нынешней роли, поскольку президентом остается Готабайя Раджапакса.

Хотя семья Раджапакса считается прокитайской, и при общем восприятии того, что Китай несет частичную ответственность за проблемы страны, политические ветры, похоже, смещаются в пользу Индии, сказал Чаулия.

Индия осторожно продвигает мнение о том, что китайские кредиты способствовали кризису в Шри-Ланке, но и не сильно развивает тему, рассматривая идею китайской долговой ловушки как выгодную для себя ситуацию на региональном уровне.

Недавно Нью-Дели удалось отвоевать у Пекина некоторые важные проекты в Шри-Ланке, которая также является одним из основных направлений индийского экспорта.

В марте Шри-Ланка завершила создание совместного предприятия с Индией по разработке солнечной электростанции в островном государстве. В том же месяце Коломбо расторг контракт с китайской компанией на строительство в стране ветряной электростанции стоимостью 12 миллионов долларов и предложил ее индийскому конкуренту.

«Хотя Индия пытается сохранить свое стратегическое присутствие в Шри-Ланке, ее главной целью, похоже, является минимизация влияния Китая в стране», — сказал К. К. Сингх, бывший министр иностранных дел Индии и эксперт по стратегическим вопросам.

«Приход на помощь Шри-Ланке также вполне вписывается во внешнеполитическую инициативу премьер-министра Индии Нарендры Моди «Соседство прежде всего», которая направлена на культивирование и поддержание отношений с близлежащими странами, и в интересах Индии не допустить хаоса в соседней стране, такой как Шри-Ланка», — сказал Рой-Чаудхури.

Но в то же время Индия не хочет оказаться в положении, когда она застрянет в одиночестве с экономической помощью, поэтому она подталкивает Шри-Ланку к обращению в МВФ и просит другие страны о помощи.

Дэвид Райсинг, Шейх Саалик

Источник

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!