Ядерные угрозы Путина. Потенциальные цели — Киев, Львов, или Европа?

Война в Украине перестает быть в плоскости только двух стран — России и Украины. Неадекватность и угрозы российского президента заставляют задуматься другие страны о военной угрозу. И не просто военной, а ядерной.

Читайте также: Ядерный терроризм: Россия ставит под угрозу весь мир

28 февраля, в российском телеэфире прозвучал приказ Владимира Путина министру обороны и начальнику Генштаба «привести силы сдерживания российской армии в особой режим несения боевого дежурства».

На Западе под «силами сдерживания» понимают в первую очередь российский стратегический ядерный арсенал. Неужели российский президент готов начать третью мировую и на этот раз убийственную для всех ядерную войну? Что на этот счет говорят эксперты?

Министр обороны Германии Кристине Ламбрехт (Christine Lambrecht) встревожена происходящим, — «К этому следует отнестись очень серьезно, и наша разведка должна внимательно наблюдать за происходящим».

Бывший генеральный инспектор бундесвера (это высшая армейская должность в Германии) Харальд Куят (Harald Kujat): «Ядерное оружие стратегического назначения России существует в первую очередь для поддержания стратегического равновесия с США. Подлетное время до США составляет, скажем, 20 минут. И столько в противоположном направлении, — поясняет он. — Так что в этой сфере нет никаких уровней боевой готовности».

Также, господин Куят наблюдал за выражением лиц Шойгу и Герасимова и, заметив на них крайнее удивление, пришел к выводу, что «это было личное решение Путина, которое он принял, очевидно, без консультаций со своим советниками, чтобы повысить ставки перед переговорами между представителями Украины и России в Беларуси».

Экс-начальник оперативного командования объединенных сил НАТО, отставной генерал бундесвера Эгон Раммс (Egon Ramms) возражает. По его словам, существуют четыре ступени боеготовности российских войск стратегического назначения и Путин перевел их на вторую.

«Это значит, что третья и четвертая ступени еще не задействованы», — заявил Раммс и напомнил, что в 2014 году, в то время, «когда россияне аннексировали Крым, ядерные войска России находились в таком же, как и сейчас, состоянии боеготовности».

Риск случайного начала ядерной войны он видит, но считает его не очень высоким, учитывая тот факт, что ключи на применение атомного оружия находятся не у Путина одного. Правда, признает Эгон Раммс, российский министр обороны, по его мнению, «абсолютно послушный президенту человек». О начальнике Генштаба он этого не сказал.

Харальд Куят, в свою очередь, считает крайне маловероятным прямое вооруженное столкновение между Россией и странами НАТО, но, добавляет, что «на войне могут возникнуть ситуации, когда технический сбой или неадекватная человеческая реакция вызывают искру, и если такую искру быстро и осознанно не погасить, то может и в самом деле разгореться обширное пламя».

На возможную «случайность» обращает внимание и директор Швейцарского института глобальной политики (Swiss Institute for Global Affairs, SIGA) Ремо Регинольд (Remo Reginold).

«Путин и его генералы выросли во времена холодной войны и знают, какие обширные геополитические опции создает угроза атомной войны. Но всегда остается и опция «иррациональности», — заявил он. — В крайне неустойчивом, взаимосвязанном и неясном мире ради сохранения власти может быть задействовано все: инфраструктура, экономическая зависимость, пропаганда, военные средства, а с ними — и ядерное устрашение».

Ремо Регинольд, внимательно изучивший опубликованную в 2020 году российскую ядерную стратегию, указывает на то, что этот документ предусматривает, по его мнению, «стратегическую эскалацию ситуации с тем, чтобы впоследствии достичь преимуществ для России при деэскалации конфликта».

Цель Путина, убежден эксперт, — продемонстрировать силу и застолбить выгодные для себя позиции на переговорах.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что приказ Путина об «особом режиме» — это свидетельство провала первоначального плана — молниеносной войны против Украины.

«В российском руководстве понимают, что боевые действия в Украине разворачиваются совсем не так, как планировали в Москве», — полагает Раммс.

«Следовало ожидать, что российский президент начнет размахивать ядерной дубинкой, как только российские войска столкнутся с первыми трудностями в ходе этой войны», — считает и эксперт по современным методам ведения войн Франц-Штефан Гади (Franz-Stefan Gady), работающий в настоящее время в британском Международном институте стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies).

По его словам, следует внимательно наблюдать, не участились ли полеты российских стратегических бомбардировщиков вдоль границ со странами НАТО и не изменилось ли что-нибудь в патрулировании мирового океана российскими подводными лодками, оснащенными баллистическими ядерными ракетами.

«Это два ключевых индикатора», — указывает эксперт.

«Цель Путина сейчас — как можно быстрее навязать приемлемый для России выход из войны с Украиной», — подчеркивает Оливер Тренерт (Oliver Thränert) из Центра по исследованию проблем безопасности в Цюрихе (Center for Security Studies). Правда, добавляет он, «никто не знает, как далеко готов зайти Путин», но в любом случае «у НАТО есть достаточно убедительные способности сдерживания».

Впрочем, Путин и не говорил о российском стратегическом арсенале, состоящем преимущественно из межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования. Есть ведь еще и ядерное оружие театра военных действий.

Харальд Куят полагает, что российский президент имел в виду именно его. «Тактическое ядерное оружие может передислоцироваться из мест постоянного размещения на выдвинутые позиции. Именно это, вероятно, Путин и имел в виду», — сказал Куят.

Правда, генерал в отставке сомневается в том, что Путин и в самом деле готов применить тактическое ядерное оружие: «Ведь и Путин знает, что его применение с ту же секунду изменит весь мир. И тот, кто это сделает первым, погибнет вторым».

Иной точки зрения придерживаются некоторые другие эксперты.

Так, профессор международных отношений берлинской Школы управления Hertie (Hertie School of Governance) Марина Хенке (Marina Henke) считает, что «самым убедительным сигналом Западу и странам НАТО стало бы применение тактического ядерного оружия». По ее словам, в отличие от опустошительного действия стратегических ракет, тактическое ядерное оружие может быть использовано в качестве психологического давления.

«Путин мог бы взорвать ядерный заряд над Балтийским морем или над Черным, в результате чего люди непосредственно не пострадали бы. Но сигнал Западу о том, что готов идти до конца, он тем самым послал бы четкий», — отмечает Марина Хенке.

И уточняет, что пойти на такой шаг Путин может в том случае, если российские войска будут дальше нести серьезные потери, а вину за это президент возложит на оружие, которое Запад поставляет Украине.

Другой сценарий рисует полковник бундесвера в отставке, в прошлом консультант командующего объединенными силами НАТО в Европе Ральф Тиле (Ralph Thiele). Небольшой ядерный заряд, по его мнению, «можно, например, взорвать очень высоко, на орбите, чтобы вывести из строя электронику, компьютеры, телефонную сеть».

Замдиректора минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик написал, — «Представляется практически неизбежным, что в ближайшие дни Кремль будет принимать решение о трансформации «специальной военной операции» в полномасштабную общевойсковую операцию против Украины».

По словам белорусского аналитика Юрия Царика, российское политическое руководство ставит целью демонтаж Украины как государства любой ценой, и Кремль готов «нанести тактические ядерные удары по позициям украинских войск и городам Украины, чтобы скорее сломить их сопротивление».

При этом эксперт опасается, что Москва рассматривает территорию Беларуси как самую удобную площадку для нанесения ударов, поскольку в таком случае именно на нее, а не на Россию, придутся возможные ответные удары от стран НАТО.

Бывший замминистра обороны Украины Леонид Поляков не исключает такой возможности, добавляя, что подобный шаг «близок к акту суицида».

Довольно опасным сигналом здесь стал пропагандистский вброс очередной дезинформации, опубликованный ведущими российскими информагенствами, включая РИА Новости. Со ссылкой на бывшего пророссийского премьер-министра Украины Николая Азарова они сообщают, что к концу года НАТО якобы планировало спровоцировать конфликт с Россией с территории Украины с использованием ядерного оружия. Пока непонятно, какую цель имеет подобный вброс: очередное запоздалое оправдание развязанной Путиным войны или подготовка к ядерному конфликту в стиле привычной Кремлю риторики «оно все равно было неизбежно» и «не мы его начали».

Тем не менее большинство экспертов убеждено, что вбросы и угрозы Кремля – это не повод не помогать Украине. Напротив, именно активная поддержка жертвы агрессии способна предотвратить ядерный конфликт.

«Каждый день промедления стоит сотни жизней и увеличивает риск глобальной ядерной катастрофы. Если бесполетная зона слишком опасна для НАТО, снабдите Украину средствами ПВО и самолетами, как вы обещали! Сделайте это сегодня! Пока не стало слишком поздно!», – написал в своем Твиттере Александр Виндман.

С ним солидарен и один из лидеров российской оппозиции за рубежом Гарри Каспаров и многие другие публичные персоны.

Действия Кремля, как и риторика Путина меняются со скоростью пули. И уже ни у кого нет сомнения, что тактическое ядерное оружие может быть использовано «на словах» в качестве психологического давления, а в действии в качестве «физического уничтожения».

И куда придутся эти удары… Киев, Львов, Берлин, Варшава, Вашингтон… можно лишь догадываться…

Петр Семипалатный

# # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!