«Русская идентичность» и атака на языки: Москва усиливает притеснения коренных народов РФ

Репрессивная политика Кремля против национальных языков коренных народов России набирает обороты. Пока на международной арене Москва продолжает информационные кампании дезинформации о “притеснении” русскоговорящего населения в Украине, в самой Российской Федерации после успешного внесения «путинских поправок» взялись за проект концепции государственной языковой политики.

С начала года российская власть инициировала ряд предложений о защите русского языка и регулирования статуса языков нацменьшинств. В Кремле не скрывают, что все системные решения в этом вопросе уже приняты. Осталось их только реализовать в рамках многолетней политики притеснения коренных народов, которую усилили с поправками в Основной закон. Объем финансирования программы по укреплению так называемой «русской идентичности» составляет миллионы рублей. В ближайшее время властью будет учреждена «Ассамблея народов России», которая должна будет вести “языковую” политику Москвы. При этом в России около 150 языков. Под угрозой исчезновения или на грани исчезновения находится примерно половина из них.

Атака Москвы на языки национальных меньшинств

В феврале в Москве состоялась профильная конференция, на которой было предложено лишить национальные языки республик РФ государственного статуса. С таким заявлением выступил ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного Законодательства Дмитрий Бондаренко. По его словам, существование 34 государственных языков в России может быть угрозой для внутренней политики.

Как заявил Guildhall руководитель Общественной организации “Якутия — Наше Мнение” Степан Петров, предложение Федерального центра Образовательного Законодательства России о лишении статуса всех государственных языков, кроме русского, может привести к эскалации напряженности между Москвой и республиками РФ. Подобные инициативы, считает он, могут быть предтечей усиления процесса централизации власти, в результате чего регионы могут окончательно лишиться самостоятельности в принятии решений.

“(Власть – ред.) преследует цель создания единой языковой среды. Одной из целей, возможно, может быть создание унитарного государства, упразднение национальных республик, объединение регионов… Можно привести пример с нашей республикой. В начале 1990-х с Москвой был подписан Федеративный договор, который дал Республике Саха (Якутия) значительные полномочия и возможности во многих сферах жизни. В начале 2000-х годов начался процесс централизации властных полномочий. В результате этого Республика Саха (Якутия) лишилась многих экономических возможностей и полномочий по управлению регионом”, — рассказал эксперт.

Очередной виток политики притеснения языков коренных народов в России произошел в 2017 году. Тогда Путин поддержал требования этнических русских отменить в школах обязательное изучение национальных языков в регионах, где преобладает неславянское население, что стало карт-бланшем для местных властей на вытеснение всех других языков, кроме русского.

Впервые инициатива об отмене обязательного изучения языков национальных меньшинств была предложена лидером думской партии «ЛДПР» Владимиром Жириновским в 2015 году во время собрания по проблемам образования с участием Путина.

Уже 2018 году нижняя палата российского парламента приняла закон, который отменил обязательное изучение языков коренных народов в государственных школах. Теперь, уже в 2021, Москва после поправок в Конституцию хочет ускорить ассимиляцию всех нерусских.

Сейчас озвучивает подобные инициативы не чиновник первой величины, а кремлевские представители науки, культуры и общественности на государственном уровне. После путинской “конституционной реформы” для них созданы новые рычаги для принятия решений — россияне определены государствообразующим народом.

Кремлевская модель «сосуществования» языков — элемент политики ассимиляции

Соучредитель общественного движения «Свободный Идель-Урал» Александр Болькин отмечает, что предложение о лишении статуса всех государственных языков, кроме русского, — это попытка озвучить то, что пока не берется озвучить сам Путин.

«Товарищ Бондаренко достаточно ясно очертил «идеальную модель сосуществования» русского языка и языков коренных народов РФ – он приводит в пример Республику Карелия, в частности карельский и вепсский языки. Если говорить о вепсах – это пару тысяч носителей и несколько десятков двуязычных дорожных знаков на въезде в полузаброшенные деревни. Ситуация с карельским языком ненамного лучше, ведь на законодательном уровне созданы условия, когда роль социального лифта может исполнять исключительно русский язык. Полный цикл образования, госэкзамены, использование в управленческой работе — всё это позволено лишь для русского языка», — говорит Болькин.

Читайте также: Москва вытесняет языки нацменьшинств из системы образования – российский профессор

Предложения о повышении статуса языков коренных народов в образовательной системе ведутся, однако большинство остаются на уровне формальной инициативы. Концепцию государственной языковой политики РФ обсуждал на минувшей неделе президиум Российской академии наук. Академик РАН Роберт Нигматулин предложил ввести двуязычный ЕГЭ (единый госэкзамен), в котором 60% вопросов будет на русском языке, а остальные — на национальном.

Во время обсуждения вопроса исполнительный директор фонда сохранения и изучения родных языков Светлана Нуждина заявила, что основная задача ее структуры — укрепление статуса русского языка. Представителям этнических групп все сложнее приходится противостоять жесткой политике Москвы, которую проводят шовинистически настроенные ученые. Кроме того, такая политика лишает этнические группы финансирования образовательных программ на родных языках.

Российский ученый и политэмигрант Олег Шро считает, что инициативы о лишении статуса языков коренных народов являются элементом общей политики уничтожения государственного суверенитета российских регионов и этноцида коренного населения со стороны Кремля.

“Систему цементируют и проводят к общему знаменателю, зачищая остатки государственных институтов, сохраняя только их вывески. Для путинской системы государственный суверенитет регионов представляет серьезную опасность, так как дает легитимную альтернативу государственной системы”, — заявил Шро.

Поправки в Конституцию открывают широкое поле деятельности для российской власти. В часть 1 статьи 67 Основного закона России внесена норма о федеральных территориях.

Статус «федеральной территории подразумевает выделение этих земель из федеративной системы и подчинение их общефедеральной власти. То есть эти территории выходят из подчинения субъектов Российской Федерации, в том числе из подчинения национальных республик – регионов, где проживают коренные народы. Таким образом, это угрожает территориальной целостности и суверенитету национальных республик в РФ. Теперь границы мест проживания коренных народов могут быть изменены в одностороннем порядке. Коренные народы России могут быть изгнаны со своих земель на законных основаниях, а на пути создания унитарного государства может понадобиться унификация языкового пространства.

Кремль превращает Россию в корпорацию, главная задача которой является разворовывать недра коренных народов. В этой ситуации иметь разветвленную систему национального культурного представительства — это большая угроза для корпоративной власти.

Роль Украины на фоне борьбы национальных движений в России

В ситуации с «языковой» политикой Кремля, Украина в свою очередь может инициировать обсуждение исчезновения языков нацменьшинств России на международной арене, использовать эту тему в информационной войне и поддержать коренные народы РФ, считает соучредитель Национальной платформы “Диалог о мире и безопасной реинтеграции” Олег Саакян.

Политолог отметил, что Украина в этой ситуации может инициировать обсуждение языковой ситуации в РФ на международной арене, опираясь на то, что в России проживает 7 млн ​​украинцев и не существует ни одной школы, библиотеки или иного заведения, которое бы обеспечивало языковые права украинского населения.

«В условиях асимметричной войны этот фактор мог бы использоваться для осуществления информационно-психологических спецопераций в информационном пространстве Российской Федерации. Это возможность поддержки коренных народов РФ в борьбе за языковые права, поскольку это в интересах Украины в условиях, когда Россия является оккупантом части наших территорий», — поделился своим мнением эксперт.

Координатор общественной инициативы «Янтарный путь» Дмитрий Левусь заявил, что Украина обязана активно реагировать на множественные факты нарушения прав национальных меньшинств в России.

По мнению эксперта, Украина может и должна реагировать на эту ситуацию, поскольку разоблачение ограничений и нарушений прав национальных меньшинств РФ является моментом, который способствует созданию негативного образа Кремля и России в мире, заставляет Россию отвлекаться и реагировать на обоснованные обвинения, затрудняет Кремлю атаковать Украину своими обвинениями в якобы нарушении прав меньшинств Киевом.

«С моральной точки зрения, это обязанность Украины предоставлять содействие тем, кто испытывает страдания от империи, в оккупации которой Украина долго находилась. Действия по разоблачению российских подавленных национальных меньшинств должны быть активными и использовать высокие мировые площадки. К тому же, Верховной Радой 8-го созыва для этого создано юридическое основание, в частности в 2019 году принято Постановление Обращение в ООН, ПАСЕ, ПА НАТО, национальных парламентов мира о нарушении прав меньшинств в РФ», — говорит Левусь.

Также Украина может и должна стать неформальным площадкой для национальных движений РФ по обсуждению проблем и путей их решения, резюмировал эксперт.

Читайте также: В Крыму запретили использование украинского и крымскотатарского языков

# # # # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!