FAZ (Германия): Восемь слов до смерти «Северного потока — 2»

После приговора, вынесенного Навальному в России, канцлеру нужно сказать лишь одно-единственное предложение. Так она могла бы установить границы для Путина, расположить к себе Байдена и объединить Европу. И ей даже не пришлось бы признавать ошибку, пишет журналист немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung Конрад Шуллер.

Читайте также: Отказ Германии от “Северного потока-2” неизбежен – Bloomberg

Когда в ближайшее время Алексей Навальный отправится в колонию, для Ангелы Меркель настанет момент сказать восемь слов. Они могли бы прозвучать так: «Я не могу поддержать газопровод «Северный поток-2». На первый взгляд, это немного, ведь официально Меркель никогда и не «поддерживала» газопровод через Балтийское море. Она лишь говорила, что трубопровод — это частный проект и она не видит причин препятствовать ему. Таким образом, сказав такое предложение, Меркель не пришлось бы признавать ошибку. Тем не менее его эффект был бы огромным.

Сначала она переведет в активный режим некоторых европейских партнеров. Большинство из них, особенно Польша и Франция, либо всегда выступали против «Северного потока-2», либо начали делать это после атак Владимира Путина на Навального. Однако до настоящего времени они не могли ничего сделать. Санкции ЕС, которые могли бы окончательно либо временно остановить строительство российскоD0о газопровода через Балтийское море, всегда были возможными. Но никто никогда не ходатайствовал всерьез о том, чтобы принять решение о них в Европейском совете. В конце концов все знали, что Меркель наложит вето. Но в ту секунду, когда она скажет, что не поддерживает газопровод, стало бы ясно: вето не будет.

Таким образом, одно предложение из Берлина дало бы Европе возможность сделать так, чтобы за драмой вокруг Навального последовали бы действия. Это должно произойти сейчас, потому что происходящее не является внутренним делом России. Это очередное событие в целом ряду нарушений международного права со времен оккупации Крыма в 2014 году.

Цель путинского газопровода — обойти Украину как транзитную страну для газа. Когда трубопровод будет готов, президент сможет снова разжечь войну против страны, не боясь помех для экспорта на Запад. Для восточных стран НАТО российская угроза приобрела бы новый масштаб.  Германия, будучи гравитационным центром ЕС, грозит потерять связующую силу. Четкое слово может это изменить.

Это также облегчило бы перезагрузку в отношениях с Америкой. Там «Северный поток-2» считают угрозой, а президент Байден в своей программной речи в четверг анонсировал ужесточение отношения к России и объявил конец времени, когда Америка отводила взгляд в сторону.

При этом с Путиным можно было бы разговаривать прямым текстом. Если бы его балтийский проект оказался под угрозой, даже российский президент мог бы понять, что он не может безвозмездно проявлять агрессию по отношению к Украине, осуществлять скрытую военную интервенцию в Ливии, а теперь устраивать травлю Навальному, нарушая международное право. Тогда у Путина появилась бы причина искать компромисс. Например, он, возможно, задался бы вопросом о том, не пришло ли время действительно вывести свои регулярные войска с востока Украины.

Читайте также: Лавина проблем останавливает “Северный поток – 2” – российский аналитик

Затем могло бы открыться окно для переговоров. Это было бы похоже на двойное решение НАТО в холодной войне: проявить решительность, причем так, чтобы Россия распознала эту решительность.

# # # # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!