Нагорный Карабах: Заморозить нельзя примириться

В современное время практически все военные конфликты на постсоветском пространстве, так или иначе происходят при участии России, которая из каждого пытается выжать максимум для удовлетворения своих геостратегических интересов.

Завершившаяся почти месяц назад война в Нагорном Карабахе не означают её полное окончание. Подобные конфликты запрограммированы на много лет, пока они окончательно не разрешаться в пользу одной из сторон.

Прекращение огня после кровопролитных боёв (которое трудно назвать мирным соглашением) показало слабость международного права и отсутствие у мировой дипломатии возможности мирно разрешать конфликты.

В данном случае разумно будет опустить геополитический контекст региональных игроков – существенное усиление позиций Турции на Кавказе и интерес России в смещении Пашиняна, пришедшего к власти не «по плану» Кремля. Достаточно будет сказать, что Анкара укрепила Азербайджан как плацдарм для дальнейшей экспансии в тюркские республики РФ и Центральной Азии. Москва же получила шанс на дальнейшее «бессрочное» военное присутствие в регионе для назидания оставшихся вассалов, что любое поползновение из «окопа» чревато прекращением поддержки и, как следствие, поражением.

Уроки Нагорно-Карабахского конфликта состоят в том, что территориальные войны, подпитанные (или основанные) этническим противостоянием, являются самыми трудно разрешимыми. Этническая конфронтация, щедро подпитанная идеологической и мировоззренческой, становится мощным оружием той стороны, в чьих руках находятся политические, военные и пропагандистские рычаги.

Именно из-за этого, вопреки мнению экспертов, конфликт в Арцахе похож на украинско-российскую войну своей основополагающей причиной. Отличие лишь в том, что этническое противостояние в Карабахе имеет более древнюю историю, чем искусственная «русификация» бывших советских республик, начавшаяся в 1922 году. В начале прошлого века под флагом борьбы с «великодержавным шовинизмом» и «буржуазным национализмом», а также под предлогом «унификации общения» Москва насильно внедряла русский язык и культуру среди народов Союза. Национальные республики массово заселялись некоренным пролетариатом, уменьшая удельный вес титульной нации. А в случае политической целесообразности непокорные народы истреблялись – голодомор в Украине прямое тому подтверждение.

Сейчас путинский режим активно эксплуатирует посеянные тогда ростки «русского мира», утверждая необходимость его защиты даже там, где его исторически никогда не было. А для защиты даже от мнимой угрозы вводятся войска, сковывая естественный процесс развития государств.

Очевидно национальная идентичность и самосознание явления неуничтожимые. Поэтому спустя столетие многие республики бывшего соцлагеря стали возвращаться к своей культуре и языку, выбирая в качестве дальнейшего пути более привлекательный цивилизационный путь (проект), предусматривающий верховенство права, свободу граждан, плюрализм мнений, процветание и безопасность. Но этот процесс встречает яростное сопротивление Кремля. Путинский режим уверовал в то, что возрождение националистических идей в некогда российской сфере влияния, является преступным и угрожает империи. При этом возможность расширения НАТО не так пугают Кремль, как перспектива смены режима в Москве.

Возвращаясь к теме, перемирие в Карабахе удовлетворяет разве что сегодняшние политические амбиции Алиева. Эрдоган не доволен результатами войны, поскольку хотел получить гораздо больше. Пашинян потерпел поражение и продолжает пожинать плоды проигрыша. В этой ситуации Еревану рассчитывать на дальнейшую поддержку Москвы не стоит. Ее цель не помощь союзника, а сохранение контроля за политическими процессами в Армении и удержание ее в зависимости.

Империи для сохранения завоеванных колоний всегда использовали армию. Но это не на долго.

Дмитрий Тор

Источник

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!