Охота на украинскую атомку: как Энергоатом сопротивляется банкротству

Зачем правительство умышленно загоняет Энергоатом в долги, почему НАЭК получает убытки даже на конкурентном рынке, и чем это грозит национальной экономике

С весны этого года не утихают разговоры о системном кризисе в энергетике, и в частности — о бедственном положении Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», которая оказалась почти на грани банкротства. Как так случилось, что системо- и бюджетообразующее государственное предприятие, стратегически важное для развития отечественной экономики, не имеет возможности быть полноценным игроком на энергорынке, получает убытки и астрономическую задолженность перед ним, что на начало ноября достигла отметки 23 миллиардов гривен?

Представляется нонсенсом утверждение о том, что компания, которая никогда не нуждалась в дотациях из госбюджета, а наоборот – гарантировала стабильные миллиардные отчисления, может полностью обанкротиться. Как оператор украинских атомных электростанций Энергоатом обеспечивает работу третьей в мире атомной генерации по доле в общем объеме производства электроэнергии (54% от общего объема потребления). Даже на фоне мирового кризиса компания стабильно выполняет социальные обязательства по поставкам домохозяйствам экологически чистой и самой дешевой электроэнергии. Почему же долговая нагрузка на НАЭК только растет? Попробуем разобраться, анализируя условия работы Энергоатома на рынке обновленном рынке электрической энергии, и решение чиновников, которые непосредственно влияют на деятельность НАЭК.

Начнем с того, что Энергоатом осуществляет свою деятельность в специфических условиях. Ведь правительство возлагает на компанию т.н. специальные обязанности «для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии». Это — механизм ПСО, благодаря которому население получает дешевую электроэнергию. К августу 2020 практически весь объем произведенной электроэнергии (85%, а затем 80%), НАЭК поставляла государственному предприятию «Гарантированный Покупатель» (ГарПок). Соответственно, объема, с которым компания могла бы выходить на различные сегменты рынка электрической энергии, в частности на рынок двусторонних договоров, практически не оставалось. Иными словами, Энергоатом при таких условиях не мог быть полноценным участником рынка, ведь этому мешало административное государственное регулирование.

С августа этого года ситуацию удалось частично исправить: согласно Постановлению Кабмина № 694 от 5 августа 2020 года, НАЭК поставляет электроэнергию для населения в рамках ПСО на уровне его потребностей, то есть – 55% от общего объема производимой электроэнергии, по цене 1 копейка за кВт-час. До этого цена атомного киловатт-часа для ГарПока составляла 56,67 копеек, однако эти деньги можна считать виртуальными, поскольку задолженность перед Энергоатомом за поставленную электроэнергию безнадежно росла. Поэтому, чтобы не накапливать задолженность энергорынка, которая уже измеряется миллиардами гривен, НАЭК настаивала на внедрении переходной модели ПСО, в рамках которой компания могла бы поставлять электроэнергию для населения по цене 1 копейка за кВт-ч, но при условии, что остальным объемом Энергоатом сможет торговать на рынке двусторонних договоров.

Результат, как говорится, на табло. Языком цифр: по данным НАЭК «Энергоатом», за период с апреля по октябрь 2020 компания продала ГарПоку 22,8 млрд кВт·час электроэнергии по установленным ПСО ценам на общую сумму в 10,85 млрд грн (без НДС). Напомним, что до августа этого года цена кВт-ч составляла 56,67 копеек, а с августа — 1 копейку. Если же рассчитать среднюю рыночную стоимость электроэнергии, которую Энергоатом реализовал в рамках ПСО с апреля по октябрь, то сумма превысит 30 млрд грн. Между тем долг ГП «Гарантированный Покупатель» перед НАЭК составляет сейчас 8,6 млрд грн, и для его погашения нет ни соответствующей процедуры, ни источников.

Таким образом, в компании посчитали: только из-за несовершенства механизма ПСО Энергоатом, за счет собственных средств фактически проинвестировал у населения около 19 млрд 550 млн грн, которые мог бы получить в прибыль в случае свободного участия на рынке электрической энергии.

Предполагалось, что переходное ПСО позволит Энергоатому выходить с остальным объемом на рынок электрической энергии и свободно торговать в сегменте РДД (рынка двусторонних договоров) по средневзвешенной цене 1,12 грн за кВт-час. Однако и при таких условиях компания постоянно сталкивалась с препятствиями, противоречащими прописанным в законодательстве принципам функционирования рынка электрической энергии.

В НАЭК уверены: за почти полтора года функционирования новой модели рынка электроэнергии можно сделать вывод, что его регулирование государством осуществляется в «ручном режиме», поскольку большинство действий регулятора были направлены не на повышение конкуренции, а на увеличение уровня административного контроля. Среди таких действий — балансовые ограничения и практика ценообразования на якобы конкурентных сегментах рынка.

В компании дают мягкие формулировки, имея в виду, что Министерство энергетики, которому до сих пор подчинено государственное предприятие, и Кабинет министров в целом своими решениями способствовали деформированию условий функционирования Энергоатома на рынке, и эти условия не были ни равными по сравнению с другими участниками рынка, ни справедливыми по отношению к НАЭК.

Посмотрим на эти решения более внимательно — начинать хронологию следует с апреля 2020 года, когда правительство возглавил Денис Шмыгаль, а временно исполняющим обязанности министра энергетики стала Ольга Буславец.

Уже в апреле Минэнерго пересматривает Прогнозный баланс Объединенной энергосистемы Украины на 2020 год и сокращает объем товарной продукции Энергоатома с 80,6 млрд кВт-час до 73,7 млрд кВт-час. Спикеры Минэнерго и лично и.о. министра на всех информационных площадках непрерывно вещают о, якобы, «падении спроса» на электроэнергию внутри страны, «неслыханное сокращение промпроизводства» и «коронакризис» и, как следствие, необходимость ограничить атомную генерацию — через «профицит» электроэнергии.

Минэнерго поддержал Антикризисный штаба при Кабмине. Но именно это решение способствовало приросту ежемесячных убытков НАЭК на уровне 1-1,5 млрд грн! В это же время, согласно данным «Оператора рынка», тепловая генерация «подобрала» долю атомной и 27 мая впервые стала базовой для страны, превысив показатели атомной отрасли по объемам производимой электроэнергии.

Дальше — больше. 9 июня Минэнерго через Аукционный комитет блокирует продажу Энергоатомом доли электроэнергии, а 24 июня и.о. министра энергетики Буславец лично инициирует внеплановое заседание комитета с целью запретить Энергоатому вообще проводить аукцион по продаже электроэнергии по двусторонним договорам. Но благодаря принципиальной позиции части членов Комитета заблокировать аукцион ей не удается, Энергоатом проводит его и получает доход в сумме 1,7 млрд грн.

Летом 2020 Энергоатому наконец удалось разблокировать стратегическое направление своей деятельности, начав экспорт украинской атомной электроэнергии. В это же время советники и.о. министра на все лады продвигают тезис о невозможности налаживания экспорта из-за, якобы, «угрозы импорта» из Российской Федерации и Беларуси. Когда 10 июля Энергоатом-Трейдинг объявляет о выходе на аукцион для продажи электроэнергии с целью дальнейшего экспорта, эксперты, близкие к Минэнерго, обвиняют компанию в заниженной стоимости продукции, несмотря на то, что конечная цена определяется условиями рынка, а не менеджерами компании.

5 августа КМУ принимает новую редакцию Положения о ПСО. Однако в опубликованном варианте постановления правительства неожиданно появляется новый пункт с формулой расчета, хотя эта позиция не обсуждалась непосредственно во время заседания. Появился этот пункт по предложению Министерства энергетики, а сама формула устанавливала откровенно дискриминационные условия продажи электроэнергии для государственных энергогенерирующих компаний.

Лишь под давлением профсоюзной организации Энергоатома Кабмин был вынужден пересмотреть свое решение и изменить формулу. Но эта подковерная игра привела к срыву запланированных аукционов и снижению спроса на электроэнергию, поскольку по состоянию на середину месяца все предприятия уже успели заключить контракты. Таким образом, из-за внедрения этой формулы НАЭК «Энергоатом» только во второй половине августа недополучил более 400 млн грн.

Это — лишь часть решений Минэнерго и примеров конкретных действий, что бы не допустить выход Энергоатома на сегменты свободного рынка электроэнергии и умышленного создания условий для увеличения долговой нагрузки на НАЭК. Даже после публикации 22 сентября 2020 Указа президента Украины, в котором глава государства определил первоочередные задачи для вывода Энергоатома из кризиса, Министерство энергетики и Кабмин не сделали ни одного действенного шага для реализации этой дорожной карты, фактически проигнорировав волю президента.

Из трех ключевых позиций, определенных в Указе, Правительство не выполнило ни одной. Во-первых, заблокирован процесс переподчинения компании непосредственно Кабинету Министров, а не Минэнерго, как есть сейчас. В то же время процесс корпоратизации, который предложил Энергоатом, перевернутый «с ног на голову»: правительство пытается назначить комфортный для себя наблюдательный совет в Компании раньше, чем юридически будет начата ее корпоратизация.

Во-вторых, не сделано ни одного шага для погашения задолженности перед Энергоатомом, а за период после подписания указа долг участников рынка перед Энергоатомом вырос еще на 2 млрд грн.

И в-третьих, в подвешенном состоянии остаются предложения по усовершенствованию механизма ПСО на 2021 год. Ни Минэнерго, ни Кабмин не проявляют ни малейшей активности в этом вопросе, что может свидетельствовать о желании протянуть действующую модель ПСО для Энергоатома и на следующий год.

О необходимости решить эту проблему и вывести НАЭК «Энергоатом» из замкнутого круга, когда накопленные перед компанией космические суммы долгов не дают ей возможности достичь финансового баланса и заставляют сворачивать крайне важны для атомной отрасли программы, не первый месяц говорят не только сами атомщики, но и Народные депутаты, представители Офиса президента, члены СНБО и международные партнеры Украины. Недавно на это прямо указал директор европейского Энергетического Сообщества Янез Копач.

В результате, по состоянию на конец октября долг участников рынка перед НАЭК «Энергоатом» составлял более 23 млрд грн, почти 13 млрд из которых образовались в течение 2020 года. А это значит, что Энергоатом не может продолжать реализацию десятков масштабных проектов по продлению эксплуатации, модернизации, строительству стратегических объектов украинских атомных электростанций.

Минэнерго и Кабмин своими действиями не только ставят под угрозу само существование НАЭК, но и действуют вопреки интересам государства, наносят ущерб стране, государственному бюджету и власти. Ведь население должно получать дешевую электроэнергию за счет работы атомной генерации, госбюджет – доходы от эффективной деятельности госкомпании «Энергоатом», а власть должна заботиться о своем имидже и внутри страны, и за ее пределами.

Сергей Данченко

# # # # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!