Кремлевский «привкус» выборов в Беларуси

Практически у всех аналитиков были одинаковые предположения о том, кто выиграет президентские выборы в Беларуси. Но как это будет происходить, а тем более, во что это выльется, никто не спешил предугадывать. «Поживем — увидим» слышалось со всех сторон. Ну вот теперь и смотрим… И видим, что несменяемость власти в Беларуси, как практически и во всех странах, возникших на территории бывшего СССР, стала тенденцией, когда глава государства стремится удержаться в кресле руководителя по примеру королей средневековых государств. И если передает кому-либо такое кресло, то только родственникам или доверенным лицам. Иначе говоря, узурпация власти является своеобразным краеугольным камнем, подпирающим основы таких государств и, как убеждаемся, вызывающим недовольство у самого их населения, белорусского – в частности.

Конечно же, всему этому есть причина. Одна из них геополитическая: большинство постсоветских стран пребывают под влиянием России, которую в подавляющем большинстве случаев можно назвать «образцовой и показательной» в деле сохранения власти и одурманивания своего населения. И тут не в счет возможные разногласия по примеру существующих или существовавших в данном случае между «бацькой» Лукашенко и «царем» Путиным. Что Беларусь, что Российская Федерация, они, как правило, функционируют по одинаковым алгоритмам управления государством: вся вертикаль власти сконцентрирована в одних руках, т.е. тотальная; их правители практически не ограничиваются в своих поступках и стоят над законом, как бы внушая населению: «Правильно будет только так, как я скажу!» При этом прибегают к репрессиям, слежке за политической, экономической и социальной жизнью граждан. Полиция имеет больше, чем кто-либо, прав, а в случае конфликта ее представителя с гражданином последний будет наказан со всей строгостью, чтобы не позволял себе подобного в будущем. По правде говоря, правоохранительные структуры обоих государств имеют много общего с жандармерией, существовавшей когда-то в Российской империи (о чем, полагаю, следует вести отдельный разговор).

Не менее важна роль средств массовой пропаганды обоих государств, как правило, освещающих под выгодным режиму углом события. Тут и обязательная цензура, и самоцензура, и надзор над оппозиционными журналистами, и проталкивание в СМИ нужной тематики для навязывания обществу суждений и выводов. По сути, это внутригосударственная пропаганда, с помощью которой длительное время удерживается власть в одних руках – то ли это в РФ, то ли в РБ. В том случае, если сквозь бетон тоталитаризма пробиваются ростки оппозиции, возможности последней как-то повлиять на внутригосударственную политику, донести до общества свои взгляды, выразить свое несогласие очень ограничены. Наиболее показательно это во время подготовки к выборам и в их ходе.

На первых, так сказать, постсоветских порах волеизъявление масс не вызывало сомнений. Возможно, чувствовалась какая-то инерция или привычка соглашаться с данными, по которым к руководству приходили известные личности. Так в России оказался у руля власти В. Путин, в Беларуси – А. Лукашенко. Со временем, когда внутри этих стран накопилось немало проблем и эти проблемы, что в России, что в Беларуси, легли на плечи рядовых членов общества, оказалось, что устоявшиеся режимы не в состоянии с ними справляться. Поэтому В. Путин, а вскоре по его примеру А. Лукашенко отважились принимать необходимые решения, как говорится, руками своих граждан. Естественно, разработав перед этим необходимые, по их мнению, законные «сценарии». Так, в России в начале 2020 года самым последним из таких стал «пункт» по смене конституции. Не беда, что всероссийское голосование организовывалось не совсем законно, что, по большому счету, свидетельствовало о желании кремлевского руководства обвести вокруг пальца свой народ, чтобы он этого не понял, или понял, но уже с большим опозданием. В конечном итоге кремлевский план «обнуления» президентства В. Путина удался, «методикой» которой в свою очередь не преминул воспользоваться А. Лукашенко. Правда, не в таком масштабе и не так откровенно, как это происходило в России. Но и есть некоторое сходство. В частности, граждане России «обнуляли» сроки В. Путина с 25 июня по 1 июля, т.е. семь дней. Белорусам предоставили возможность избирать своего президента с 4-го по 8 августа, в течение шести дней. Такого времени достаточно, чтобы оценить ситуацию и вовремя «подкорректировать» нужные показатели, т.е. подтасовать голоса.

Но если в России представители избиркомов показательно чуть ли не ломились в квартиры избирателей, предлагая им вбросить в ящички бюллетени для голосования, то в Беларуси все происходило с точностью наоборот. Белорусы выстраивались перед участками для голосования в большие очереди, причем приходили реализовать свое право в последние дни, с тем чтобы не дать возможности подтасовать их бюллетени. Так как, устав от издевательств и бесправия, решили воспротивиться циничному поведению своей власти.

Отличались и места для голосования. В России можно было увидеть граждан, заполняющих бюллетени на лавочках возле временных палаток, на капотах автомобилей, деревянных пеньках и детских качелях: на что только не шла российская власть во имя достижения поставленной путинской властью цели! В Беларуси все происходило «по старинке». То ли там понимали, что граждане охотнее прибудут для волеизъявления в привычные школьные и университетские залы, то ли чувствовали, что явка будет достаточная, чтобы считать выборы состоявшимися.

А может, все дело в удобстве для работы наблюдателей за голосованием. В России они отсутствовали напрочь. В Беларуси отказаться от них не посмели, а может, Лукашенко просто не хотел до последней точки копировать российский процесс голосования. Хотя известно о задержании наблюдателей и в самой белорусской столице, и в некоторых областных центрах. Но схожесть была в том, что в обеих республиках руководство стремится избежать принципа смены власти, их так называемые верхи опасаются здоровой конкуренции во имя улучшения уровня жизни своих граждан, а привычка «закручивать гайки» каждый раз, когда население выражает недовольство своим бытием, практически становится правилом, под которое подгоняется деятельность силовиков (кстати, существующих на налоги притесняемого населения). Сам А. Лукашенко не думал об этом, когда изрек после выборов, что «…при первом же нашем (Беларуси) запросе будет оказана всестороння помощь по обеспечению безопасности Республике Беларусь». Какой может быть эта помощь, если невооруженным глазом видна отработка В. Путиным технологий, использованных в 2014 году на улицах столицы Украины! Например, как когда-то В. Янукович, А. Лукашенко выстроил 16 августа перед Домом правительства в Минске своих приверженцев, которые могли по примеру «антимайдана» в Киеве спровоцировать массовые беспорядки, избиения, расстрелы на столичных улицах (что сегодня можно увидеть в интернете, где выставлены записи свирепствующих белорусских омоновцев). В 2014 году для Украины это вылилось в аннексию Крыма и войну на нашем Донбассе. Чуть раньше испытали на себе «силу дружественного Кремля» Грузия и Молдова, что никак нельзя считать тем, что усмирит кремлевский аппетит.

Путинцы нынче пытаются отдышаться перед новой атакой на своих бывших соседей по Советскому Союзу, которых они мечтают согнать в обновленный СССР, но похоже, что под другим названием – Российская империя. Сегодня В. Путин хочет придавить и развалить Беларусь, оккупировать ее, показав тем самым, чем может закончиться народный бунт против власть имущих. А завтра, убедившись в надежности своих сторонников, приступить к исполнению главной своей мечты – поднять свой триколор над столицами Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Литвы, Латвии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии. И какими бы ни были кремлевские увещевания, всем этим странам следует серьезно готовиться к дальнейшим гибридным войнам с Россией.

Олег Днестровой

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!