Граждане России не верят в позитивное будущее экономики страны

Российские потребители во втором квартале 2020 года столкнулись с шоком, которого статистика еще не видела. Пандемия, девальвация, карантин и ничтожные по мировым меркам программы помощи от государства — подорвали веру россиян в собственное будущее и перспективы экономики.

Индекс потребительских настроений, рассчитанный ВШЭ на основе опроса Росстата, за три месяца спикировал на 19 процентных пунктов и завершил июнь на отметке минус 30%.

В предыдущие кризисы этот индикатор падал еще ниже: в 2015 году — до минус 32%, в 2009-м — до минус 35%, а в 1998-99 гг до минус 45%. Однако скорость ухудшения настроений — практически моментальный обвал индекса на 19 п. п. в течение одного квартала — стала беспрецедентной за всю историю доступных данных.

Среди стран Европы Россия вошла в топ-5 антирекордсменов по обвалу потребительских настроений, пропустив вперед только Португалию, Словению и Грецию.

«Внезапность нарастания пессимизма потребителей стала ответом на абсолютно неожиданную коронавирусную атаку, сопровождавшуюся введением радикальных ограничительных мер, практически остановивших деятельность множества организаций. Масштабные локдауны не только кардинально изменили тренд развития экономики, но и понизили для значительной части населения их совокупный доход», — констатируют в обзоре эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ.

В ходе опроса 43% респондентов заявили, что за прошедший квартал их материальное положение ухудшилось, при этом только 10% верят, что в ближайшие 12 месяцев ситуация начнет выправляться.

Еще стремительнее — на 37 процентных пунктов — обвалился индекс изменений в экономике: 74% опрошенных оценили их как «негативные».

При этом более 80% не ждут от будущего ничего хорошего: в то, что ситуация в экономике улучшится через год, верят лишь 18%.

Почти половина (45%) считают, что экономика продолжит пикировать, а оставшиеся настраиваться на долгий вялотекущий кризис.

Индекс оценки перспектив экономики России по итогам квартала упал до минус 20%. Это худшее значение за последние 11 лет, отмечает ВШЭ. Оно ниже показателей кризиса 2015-16 гг., когда люди, не успевшие отвыкнуть от нефти по 100 долларов за баррель, продолжали верить в скорое возвращение благополучия.

Особенно тревожно то, что наибольший пессимизм демонстрирует возрастная группа 30-49 лет, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Это основа среднего класса и электоральная база гражданского общества, наиболее производительная и инновационная часть населения, которая больше склонна к предпринимательским рискам и которая оказывают материальную и другую социальную помощь младшему и старшему поколениям своих семей, поясняет он.

«Следует учитывать, что Россия на ближайшие 5-8 лет вошла в демографическую яму, связанную не только с сокращением общей численности населения, но и его старением и сокращением средневозрастной страты в возрасте примерно 25-50 лет. Если именно эта группа населения страны, представляющая большинство среднего класса, будет не только сокращаться, но и снижать свою потребительскую уверенность, в основном в виде падения своих доходов, это с лагом в год-полтора нанесет серьезный удар по экономике страны <..> с последующим падением производительности труда и технологическим застоем», — говорит Остапкович.

Причем основной удар в виде сокращения занятости и, соответственно, снижения совокупной производительности труда придется на реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), где создается внушительная часть добавленной стоимости в структуре ВВП», — добавляет он.

Читайте также: Россия отказалась от цели продвинуться в топ-5 экономик мира

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!