Вокруг оборонного мегапроекта в Европе разгорелась дискуссия об автономности боевых систем

Как через несколько десятилетий будут выглядеть военные действия в воздухе? Этим вопросом сейчас занимаются разработчики оборонного мегапроекта Воздушной боевой системы будущего FCAS (Future Combat Air System), пишет немецкая газета Die Welt.

Как отмечает издание, новый военный самолёт должен быть создан по политической инициативе Германии и Франции и при участии концернов Airbus и Dassault. Конструирование самолёта должно сопровождаться созданием боевых и разведывательных беспилотников. Ключевой вопрос в этой связи заключается в том, какую роль в системах вооружений, которые должны быть введены в эксплуатацию к 2040 году, будет играть искусственный интеллект.

Военная сфера всегда требовала разработки новых технологий, пишет немецкая газета. Профессионалы сходятся во мнении, что в системах вооружения будущего ведущую роль будут играть техническая автономность и искусственный интеллект. В то же время звучат предостережения по поводу автономных роботов-убийц, которые способны самостоятельно выбирать цели, преследовать их и наносить удары без вмешательства человека.

Как подчёркивает издание, особенно активно в разработку искусственного интеллекта средства инвестируют Китай, США, Израиль и Россия. Ещё несколько лет назад российский президент Владимир Путин заявил, что монополист в сфере искусственного интеллекта может стать властелином мира.

Из России не слышно сомнений в будущем использовании автономных систем вооружений, отмечает Die Welt. Напротив, в отношении проекта FCAS в Германии сейчас наблюдается интересное развитие. В то время как военные по всему миру предпочитают тайно работать над своими крупными проектами, в Германии впервые организовано открытое обсуждение этической стороны вопроса и правовых принципов, по которым должен функционировать проект Воздушной боевой системы будущего. Для этого даже была сформирована специальная экспертная комиссия, которая должна заниматься интерпретациями и обсуждениями FCAS и обеспечивать прозрачность проекта.

По версии издания, участники хотят избежать ситуации, сложившейся с беспилотниками, когда споры по поводу нанесения летальных ударов беспилотными аппаратами бундесвера спровоцировали жаркую политическую дискуссию, когда беспилотники уже были разработаны и попали на рынок. На этот раз основной курс должен быть обозначен ещё в процессе работы над проектом, хотя особо важные данные останутся засекреченными.

Как отмечается в статье, масштабы проекта FCAS настолько велики, что одобрение в политических кругах и обществе должно быть получено уже на ранних стадиях. Первое совместное создание немецко-французского боевого самолёта с новым двигателем, новыми беспилотниками и новым программным обеспечением не должно провалиться. Это самый амбициозный оборонный проект Европы в XXI веке. По оценкам экспертов, за десятилетия на него будет потрачено в общей сложности до €500 млрд. При этом речь идёт о важной вехе для Европы в технологическом, стратегическом и политическом плане.

Во время видеоконференции экспертной комиссии бригадный генерал Джеральд Функе ясно дал понять, где должна проходить красная линия в вопросе об автономных системах вооружений для бундесвера: возможность создания автономного самолёта-убийцы даже не рассматривается. «Мы не примем технического планирования, которое бы дало системе возможность убивать другого человека самостоятельно на основе расчётов по алгоритму, — пояснил бригадный генерал из Министерства обороны Германии. — Человек останется единственным определяющим фактором и должен будет принимать решения во всей последовательности цепочки действий».

В ходе обсуждений человека называли «буфером безопасности», потому что автоматизированные системы вооружений могут действовать со всё более высокой скоростью. Убийство людей не должно перекладываться на машины. В ООН уже на протяжении ряда лет существует инициатива, направленная на достижение запрета на применение роботов-убийц по всему миру. Однако до сих пор переговоры по этому поводу терпели крах, отмечает немецкая газета.

Главный инженер проекта FCAS от компании Airbus Томас Грос в кругу экспертов ясно заявил о том, что необходимо разработать систему, которая может быть приспособлена к разным этическим требованиям пользователей. Пилот FCAS занят, в первую очередь, своей миссией и в меньшей степени — управлением самолётом. Пока не определено, будет в кабине FCAS находиться один или два человека.

Эксперт по обороне и беспилотникам британского аналитического центра ECFR Ульрике Франке обратила внимание на ещё один аспект. До сих пор в европейском проекте участвовали Германия, Франция и Испания. К нему могли бы присоединиться и другие страны. Однако ценности разных государств не совпадают.

Франция решительно выступает против автономных систем вооружений и искусственного интеллекта, Германия возражает против них, скорее, с осторожностью. Франке видит три возможных пути: компромисс, раскол или техническое решение, предусматривающее различные ступени в том, что касается использования автономных технологий. В любом случае, привлечь общественность к обсуждению ключевых этических и правовых вопросов крайне важно, заключает Die Welt.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!