К спасению госдолга России подключили «печатный станок»

Восстание из пепла рынка российского госдолга, который рухнул в марте вместе с нефтью, а затем стремительно отскочил и вернулся к докризисным уровням, стало заслугой Банка России.

Весь объем облигаций федерального займа, купленных в марте российскими кредитными организациями у бежавших с рынка иностранных инвесторов, был профинансирован вливаниями из ЦБ, отмечают в обзоре в понедельник аналитики Райффайзенбанка.

По данным регулятора, с начала марта по 10 апреля нерезиденты сбросили ОФЗ на 286,5 млрд рублей, избавившись от 9% портфеля, достигавшего 3,2 трлн рублей на начало года. Почти весь объем выкупили российские участники рынка, преимущественно крупные банки, имеющие статус системно значимых.

Однако одновременно банки резко увеличили операции репо, сдавая ценные бумаги в качестве залога для получения кредитов. Общий объем таких операций за март вырос на 67%, до 2,5 трлн рублей. Объем ОФЗ, свободных от репо, сократился на банковских балансах на 239 млрд рублей.

«Таким образом, в марте покупка ОФЗ локальными участниками (именно они выкупили ОФЗ, проданные нерезидентами) осуществлялась преимущественно за счет заемных средств — наращивания чистого долга перед ЦБ РФ», — делает вывод аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

За месяц центробанк влил в банковскую систему 850 млрд рублей в виде кредитов, еще 280 млрд рублей банки сняли с депозитов в ЦБ и 400 млрд рублей — вывели из его купонных облигаций. Наконец, 182 млрд рублей в систему залил российский Минфин, размещая временно свободные деньги бюджета на депозитах и через операцияи репо.

Итого: за март чистый долг банков перед ЦБ РФ и Минфином вырос на 1,7 трлн рублей, констатирует Порывай.

Индекс цен российских госбумаг RGBI стремительно падал вместе с нефтяными котировками с 10 по 19 марта, за 7 торговых дней преодолев путь из зоны исторических максимумов к минимумам за год, после чего развернулся и на 27 апреля вернулся к докризисным отметкам — 152,75 пункта. Доходности 7-летних ОФЗ 26207 вновь упали ниже 5,8%, 10-летних ОФЗ 26228 — до 6,11%.

Покупатели гособлигаций отчаянно нужны Минфину, столкнувшемуся с резким падением как нефтегазовых, так и несырьевых поступлений бюджет. По предварительной оценке правительства, с нефтью по 20 долларов дефицит федеральной казны составит 5,6 триллиона рублей. Это означает, что без налоговой выручки останется каждый четвертый рубль расходов (20,6 трлн рублей). При текущих ценах на нефть около 15 долларов за баррель Urals дыра в бюджете разрастается до 8% ВВП, оценивает главный стратег ITI Capital Искандер Луцко. Это 8,8 трлн рублей в денежном выражении, или 42% от размера бюджета.

Но притока рублей в банки, которые можно было бы вложить в ОФЗ, нет, а покупка бумаг в долг практически не приносит доходности: стоимость кредита репо от ЦБ «съедает» ставку, которую платит Минфин. Единственным способом удержать такую конструкцию становится снижение ключевой ставки: вместе с ней падает доходность госбумаг, а их цены, следовательно, растут, позволяя банкам получать прибыль на переоценке.

В результате повышение процентной ставки для ЦБ становится «почти невозможным», говорит Порывай: ожидания смягчения денежной политики стали основным фактором спроса на ОФЗ. Кроме того, отток рублевой ликвидности из банковской системы за счет обналичивания и интервенций ЦБ на валютном рынке приводит к повышению стоимости фондирования, «гасить» которое регулятор также пытается снижением стоимости денег.

Ранее сообщалось, что Deutsche Bank предупредил о риске исчерпания резервов России.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!