Atlantic Council опубликовал статью с отрицанием «террористической» природы «Азова»

Известный исследователь ультраправых и неонацистских движений Антон Шеховцов опубликовал статью в одном из ведущих американских аналитических центров Atlantic Council с профессиональным объяснением, почему украинское подразделение «Азов» не стоит рассматривать и признавать «террористической организацией».

Статья под названием «Почему «Азов» не должен быть признан иностранной террористической организацией» вышла на сайте Atlantic Council в понедельник, 24 февраля, сообщает собственный корреспондент Укринформа.

В ней лектор Венского университета реагирует, главным образом, на недавнюю статью в New York Times под заголовком «Мы когда-то боролись с джихадистами. Теперь мы боремся со сторонниками превосходства белой расы» авторства конгрессмена от Демократической партии Макса Роуза и бывшего спецагента ФБР Али Х. Суфана. Оба автора в своей статье размышляют, в частности, над вопросом роли транснациональных связей в процессе радикализации между разными ультраправыми группами.

«Один из примеров, который приводится в статье — украинский батальон «Азов», который ФБР называет «военизированным формированием», известным своей «связью с неонацистской идеологией». К сожалению, как эта, так и другие отсылки к «Азову», сделанные в статье, делают все пример необоснованным и, таким образом, наносят ущерб всей важной аргументации авторов», — написал Шеховцов.

Эксперт обратил внимание на то, что в своей статье конгрессмен и экс-спецагент ФБР говорят об «украинском батальоне «Азов», добавляя к его описанию также формулировки «военизированное подразделение». «На самом деле, речь идет об отряде специального назначения «Азов» — полк в составе Национальной гвардии Украины, входящем в состав Министерства внутренних дел. И это означает, что «Азов» не является ни военизированным подразделением, ни независимым от государства, а он является неотъемлемой частью официальных структур и выполняет приказы Министерства внутренних дел», — написал Шеховцов.

По его словам, история «Азова» действительно тянется к добровольческому батальону, сформированному весной 2014 года под руководством группы «Патриот Украины» неонацистского толка. Тогда на фоне вооруженного вторжения России на Восток Украины и полной неэффективности регулярной украинской армии («которая была ослаблена и разграблена предыдущим прокремлевским режимом»), государству «нужен был каждый, кто был готов присоединиться к добровольческим подразделениям и вступить в бой». Да, среди этих людей были ультраправые активисты, но также анархисты, либералы, консерваторы и вообще аполитичные люди. «Даже в «Азов», костяк которого составили крайне правые, вошли бойцы разных идейных убеждений», — отметил эксперт.

Он добавил, что со временем «Азов» провел процесс своей деполитизации, а «токсическое ультраправое руководство официально покинуло полк, основав то, что позднее стало крайне правой партией под названием «Национальный корпус». На парламентских выборах 2019 года эта партия пошла вместе с другими украинскими крайне правыми партиями, но даже этот объединенный блок «набрал жалкие 2,15% голосов и, таким образом, не смог получить даже одного места в украинском парламенте».

Однако, как подчеркивает исследователь неонацистских движений, еще больше несоответствий в статье в New York Times, чем по статусу «Азова», содержится в другом абзаце. В нем говорится о том, что австрийский террорист Брентон Таррант, убийца 51 человека в новозеландском Крайстчерче, «ездил в Украину», «во время атаки носил символ, который использует Азов», а «американские экстремисты также едут за границу для военизированных тренировок, и среди тех, кто тренировался с «Азовом», есть несколько мужчин, которые несут ответственность за разжигание насилия во время марша «Объединенных правых» в Шарлоттсвиле, штат Вирджиния, в августе 2017 года».

Шеховцов обращает внимание на то, что в так называемом манифесте Тарранта Украина действительно упоминается однажды, но из этого нельзя сделать четкий вывод, что он посещал Украину, и, тем более, участвовал там в военизированных тренировках.

Относительно «символа Азова», который якобы носил террорист из Крайстчерча, то эксперт отмечает, что на самом деле это был шеврон с изображением «черного солнца» — символа, который в свое время был «приватизирован» нацистской Германией, а затем стал популярным и среди правых экстремистов по всему миру. «Азов» ранее использовал символ «черного солнца», но связывать его исключительно с «Азовом» будет неверно, поскольку последний просто использовал уже имеющееся и популярное среди крайне правых изображение. «Ни одна организация, за исключением исторической нацистской партии, не может претендовать на монополию относительно символа «черного солнца», — заявил Шеховцов.

Похожая ситуация и с высказыванием о том, что «Азов» якобы причастен к тренировкам американских ультраправых, принимавших участие в беспорядках в Шарлоттсвиле. Согласно Шеховцову, такое утверждение происходит из одного источника — уголовного дела, возбужденного в США против Роберта Рундо и трех других членов американского крайнего правого движения Rise Above Move (RAM). В тексте обвинения, написанного спецагентом ФБР Скоттом Бирвиртом, в частности, упоминался «Азов», который, как считалось, был причастен к тренировке и радикализации основанных в США расистских организаций.

«Бирвирт не предоставил никаких доказательств в подтверждение его убеждения в том, что «Азов» проводил военизированную подготовку членов RAM, но Роуз и Суфан представляют это утверждение уже как свершившийся факт. Интересно, что в июне 2019 года судья окружного суда США постановил отклонить федеральные обвинения против Рундо и его соратников», — говорится в статье на сайте Atlantic Council.

Как отмечает Шеховцов, нельзя утверждать, что между американскими и украинскими ультраправыми активистами нет сотрудничества, ведь «международная среда крайне правых столь же динамична, как и любая другая международная политическая сцена».

«Но авторы (статьи в New York Times, где говорится о якобы террористической природе «Азова» авторства конгрессмена Макса Роуза и экс-спецагента ФБР Али Х. Суфана — ред.) не дают четких доказательств продолжающихся связей между американскими правыми террористами и подразделением Министерства внутренних дел Украины. Признать это подразделение «иностранной террористической организацией в соответствии с федеральным законом» было бы серьезной ошибкой и подарком для Кремля», — заключает эксперт.

Как сообщал Укринформ, британское представительство в Украине заверило, что департамент полиции Великобритании уберет Государственный герб Украины — тризуб — с «Руководства по противодействию экстремизму».

Ранее официальный Лондон в лице министра по вопросам безопасности Брэндона Льюиса заявил, что сожалеет из-за оскорбления украинского малого герба в антитеррористическом пособии британской полиции, но заметил, что этим изображением злоупотребляют праворадикальные группы.

МИД Украины 20 января заявил, что ожидает официальный комментарий от британского Форин Офиса и полиции относительно включения тризуба в антитеррористическое пособие и в случае подтверждения этого факта требует удаления из него украинской государственной символики.

Как сообщалось, в подготовленном документе британской полиции по борьбе с терроризмом в разделе о символике праворадикальных групп в списке татуировок было приведено изображение малого герба Украины с подписью «Украинский тризуб (националистический)». На эту публикацию отреагировало посольство Украины в Великобритании и МИД с требованием удалить эту оскорбительную информацию.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!