Путин и Эрдоган готовят для Ливии «сирийский сценарий»

12 января 2020 года международно признанное правительство национального согласия (ПНС) Ливии во главе с Фаезом Сарраджем обвинило ливийскую национальную армию маршала Халифы Хафтара в нарушении перемирия в ответ на аналогичное заявление со стороны ЛНА.

Заключение соглашение о перемирии, которое вступило в силу с полуночи 12 января, за которым должны были последовать переговоры враждующих сторон, было подано как очередной успех российской дипломатии. Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе недавнего визита Путина в Стамбул ранее согласовали единую позицию по Ливии.

Российские аналитики, в частности Кирилл Семенов, член российского Совета по международным делам, полагают, что сделка по Ливии, вероятно, будет повторять «модель Астаны», которую Турция, Россия и Иран применили к урегулированию в Сирии. По его мнению, цель Москвы и Анкары состоит в том, чтобы минимизировать влияние других региональных — и особенно нерегиональных — держав и утвердиться в качестве главных созидателей мира в ливийском конфликте.

Это удовлетворило бы их претензии на новый статус центра силы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Однако «сирийская модель» выходит за рамки «астанинского процесса». Москва получила значительные внешнеполитические выгоды благодаря своей военной кампании в Сирии. Однако Кремль пытается изменить сирийскую модель. В Сирии Москва выступала, как официальная сторона конфликта, которая в то же время стремится достичь мирного урегулирования.

В случае с Ливией Россия официально не является стороной конфликта и пытается выступить в роли честного посредника. То есть стороны, которая может идти на компромиссы и навязывать другим сторонам политические решения в отношении мирного процесса. Это может сделать Россию желанным посредником в других региональных конфликтах. Учитывая, что внешняя политика как США, так и ЕС весьма неопределенна, это возможность для Москвы разработать собственную архитектуру безопасности в Северной Африке.

Кирилл Семенов указывает на обширные интересы России в Ливии. Москва надеется вернуть себе многочисленные контракты, которые она потеряла после падения режима Муаммара Каддафи. Ливия также занимает стратегическое положение, являясь как потенциальным источником энергии для Европы, так и источником нелегальной миграции в европейские страны. Соответственно, закрепившись в Ливии, Москва получит новые рычаги в отношениях с Западом, в частности — с ЕС.

Однако имея дело с Ливией, Россия еще во многом действует по сирийской модели, когда она выступает и как сторона конфликта, и как посредник. Тем не менее, по мнению аналитика, односторонняя поддержка одной партии может повлечь за собой большой риск. Например, если главнокомандующий ливийской народной армии, маршал Хафтар потерпит поражение в Триполи, или если Москва и Анкара не смогут найти дальнейший компромисс.

В отличие от Сирии, где у Москвы не было другого выбора, кроме как поддержать Башара Асада, поддержка Россией Хафтара не была предопределена. Более тесное сотрудничество с маршалом было в значительной степени обусловлено его собственной инициативой. Например, главнокомандующий выбрал правильный тон, как «новый Каддафи». Кроме того, он пообещал выгодные контракты некоторым могущественным российским нефтяным компаниям, если Россия поддержит их партию.

Однако, как полагает эксперт, поддержка Россией ЛНА направлена не на то, чтобы добиться для Хафтара победы, как таковой, а в качестве надежного рычага влияния на принятие решений в конфликте. Зная о рисках, которые может нести односторонняя поддержка, Кремль благодаря Турции попытался привлечь к урегулированию Сарраджа.

Турция сделал ставку на международно-признанное правительство и укрепила позиции дополнительным развертыванием своих вооруженных сил. Это, в свою очередь, сделало Сарраджа более зависимым от Анкары.

Как полагает российский эксперт, «если Россия и Турция окажут давление на противоборствующие стороны, мирный процесс в Ливии может начаться».

Отметим, что первая попытка оказалось пока не очень успешной. Перемирие находится под угрозой, а от переговоров обе стороны уклонились под разными предлогами. Однако, по мнению, аналитика, «объединив усилия, Россия и Турция могут достичь своих соответствующих геополитических целей более эффективным образом, чем если бы они пошли по этому пути в одиночку».

Эти усилия, однако, могут быть сорваны. На ливийском поле слишком много других влиятельных игроков, которые не готовы отдать все лавры Турции и России. Среди них не только такие региональные державы, как Тунис, Египет и Алжир.

Немаловажную роль продолжает играть ЕС. 11 января состоялась встреча Ангелы Меркель и Владимира Путина, которая в значительной мере была посвящена Ливии. Похоже, Евросоюз не готов повторить сирийскую ошибку и отдать судьбу одной из ключевых для Европы стран в руки России и Турции.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!