СМИ рассказали о связях российского олигарха с «оппозиционными» СМИ

Старый друг Путина, российский олигарх Сергей Чемезов и его партнеры давно поддерживают «оппозиционные СМИ и либеральные политические проекты», такие как «Новая газета» или RTVI. Кремлю важно создать иллюзию свободы в стране, а заодно иметь возможность контролировать журналистов. Об этом сообщает «Проект».

В сентябре 2017 года Путин открывал парк «Зарядье» в центре Москвы. Проходя мимо корреспондента RTVI Марианны Минскер, он задержался с вопросом: «Это что у вас такое здесь?». «Международная телекомпания RTVI», — ответила Минскер. Канал перезапустился за три месяца до этого : новый логотип в цветовой гамме «либерального» телеканала «Дождь», новые ведущие и редакторы, многих из которых позвали с того же «Дождя» или из старой редакции НТВ. Возглавил коллектив Алексей Пивоваров, «нтвшник», к тому времени, правда, уже поработавший менеджером на СТС.

Целью перезапуска был полноценный выход на российский рынок: тогда телеканал рассчитывал попасть в мультиплексы — два пакета из 20 федеральных общедоступных цифровых телеканалов . Прежде эмигрантский канал, вещавший только за границей, в таком случае оказался бы «на кнопке» в российских домах, куда безуспешно пытался попасть «неблагонадежный» «Дождь» . Все 20 каналов мультиплексов связаны с близкими к российской власти олигархами.

С 2012 года каналом владел, по его собственным словам, малоизвестный российский бизнесмен Руслан Соколов, и масштабный перезапуск стал возможен только благодаря появлению нового инвестора, имени и условий прихода которого тогда никто не называл. Некоторым сотрудникам в качестве инвестора называли Аарона Френкеля — израильского бизнесмена, связанного с российским государственным «Ростехом» общим проектом в сфере авиапромышленности.

RTVI — пропагандистский русскоязычный канал со штаб-квартирой в Нью-Йорке, вещающий в 50 странах. Был создан в 1997 году бывшим владельцем НТВ Владимиром Гусинским. В 2012 году канал у него, как сообщалось, купил экс-директор российского государственного телеканала «Звезда» Руслан Соколов. По словам Соколова, выручка канала в 2018 году составила $5,5 млн: треть — доходы от рекламы, остальное — выручка от дистрибуции через кабельных операторов, еще $3,8 млн канал получает в виде дотаций от инвестора. С момента перезапуска в 2017 году аудитория канала, по его собственным данным, выросла с 6,5 млн до 11 млн человек, посещаемость сайта — с 42 тыс. до 2 млн в месяц.

Впрочем, куда чаще в редакции говорили, что за перезапуском стоит глава самого «Ростеха» Сергей Чемезов — друг Путина, с которым они еще в 1985 году были соседями в Дрездене, где служили в КГБ и «общались и по службе, и по-соседски». На это были причины.

Важную роль в перезапуске сыграл нынешний директор «Ростеха» по особым поручениям Василий Бровко. Он сблизился с Чемезовым не позже 2012 года, когда принадлежавшая ему и его будущей супруге Тине Канделаки PR-компания «Апостол» организовала ребрендинг «Ростехнологий». Корпорация переименовалась в «Ростех» и убрала с логотипа красно-синюю звезду, показывая «максимальную открытость по отношению к партнерам, инвесторам и СМИ». Тогда в арт-центре рядом с Кремлем Бровко и Канделаки устроили дорогую вечеринку в полумраке (новый логотип компании был черно-белым), главной звездой на которой был Чемезов. В 2019 году Бровко был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

В момент перезапуска Бровко регулярно встречался с Пивоваровым, вспоминает бывший сотрудник RTVI. «Бровко в офисе никогда не видел, об участии не знаю», — так сотрудникам редакции рекомендовали отвечать на вопросы со стороны . Пивоваров настаивает, что в жизни СМИ Бровко участия не принимал, он лишь неоднократно консультировался с ним «по старой дружбе», «советовался для понимания политических моментов». Пивоваров сказал «Проекту», что все три года по вопросам работы СМИ общался только с Соколовым и «ни о каких других инвесторах RTVI» ему неизвестно. При этом в интервью 2016 года он же отвечал, что знает инвестора, которого привлек Соколов: «У меня это не вызывает никакой аллергии, никаких вопросов».

Как выяснил «Проект», на протяжении этих лет телеканал был связан с «Ростехом» куда более непосредственно: через зарегистрированную в Великобритании компанию-правообладателя RTVI, Brenrose Limited. До 2018 года ее директором был Борис Баум, в редакции он делил кабинет с Пивоваровым и платил сотрудникам зарплаты . В 2018 году место директора этой компании занял некий Кирилл Ганин.

Одновременно Ганин работал менеджером в одной компании, связанной с «Ростехом», а до того — в еще одной «дочке» госкорпорации. В сентябре 2017 года Ганин в должности гендиректора компании «Фарм эйд» подписывал соглашение с индийскими компаниями о разработке новых вакцин. На протокольной фотосессии за спиной Ганина стоит Чемезов. Перед этим Ганин же был председателем совета директоров «Русинформэкспорта» — «дочки» «Ростеха», созданной для экспорта российских IT-продуктов за границу .

Ганин ответил «Проекту», что на работу в Brenrose его пригласил Соколов — для подготовки канала к продаже, а с «Ростехом» свел «партнер по IT-бизнесу». В «Ростехе» «Проекту» ответили, что Ганин «не работал в корпорации и ее дочерних структурах», а в «Русинформэкспорте» представлял сторону частного инвестора . «О связях Ганина с RTVI нам неизвестно», — говорится в письменном ответе российской госкорпорации.

К концу 2019 года многие известные журналисты, нанятые под перезапуск, уже ушли с RTVI. Несколько из них согласились говорить с «Проектом» на условиях анонимности: как они утверждают, до начала 2019 года проявлений цензуры на RTVI не было, иначе они бы «сразу ушли».

Весной 2019 года на телеканале появились новые менеджеры. Председателем совета правления стала Юлия Москвитина, пришедшая с СТС, а исполнительным директором RTVI — Татьяна Дружняева, которая до этого работала в Общественной палате и «Апостоле» — подрядчике «Ростеха» . До RTVI Дружняеву командировали в Крым перезапускать Севастопольскую телерадиокомпанию перед выборами губернатором города Дмитрия Овсянникова, которого называют ставленником все того же Чемезова.

Редакции RTVI новые менеджеры объявили о смене стратегии: сокращении новостного эфира в пользу развлекательного. Оперативным управлением интернет-редакцией занялась Дружняева , особое внимание уделялось соцсетям и Telegram-каналу. Сотрудникам объяснили, что «телега важна для инвестора» . Редакции поручили чаще репостить канал Канделаки, а также чаще публиковать ее в рубрике «Мнения» .

В апреле Дружняева поручила новостной редакции выпустить текст, посвященный налоговой реформе, предложенной первым вице-премьером РФ Антоном Силуановым . От редакции потребовали подчеркнуть в заметке «позитивные итоги работы министерства». «Поручение акционера», — объяснила требование Дружняева.

Хотя редакция и воспротивилась «темнику» , заметка о реформе в итоге вышла, повторяя ряд тезисов Дружняевой .

«Я знал о той „ситуации“ и знаю, что не было никакой „ситуации“, потому что внутренние обсуждения в любой редакции всегда есть», — прокомментировал эту историю Пивоваров. На уточняющий вопрос о «поручении акционера» Пивоваров сказал, что не видел этой фразы. Однако, как следует из переписки сотрудника RTVI с Пивоваровым, c копией которой ознакомился «Проект», главред был в курсе поручения. «Никогда не было никаких просьб. Были внутренние обсуждения», — так Пивоваров прокомментировал перепечатку «мнений» Канделаки.

В июле 2019 года московскую редакцию RTVI фактически возглавила Екатерина Котрикадзе, вернувшаяся из США. С этого момента ничего не публикуется без ее ведома, говорит она: «Случись что-то (цензура — „Проект“) подобное, я бы сразу ушла с канала, а редакцией это было бы воспринято в штыки».

В итоге амбициозные замыслы по развитию канала не сбылись. «Планы вдохнуть в канал новую жизнь натолкнулись на тяжелые реалии рынка СМИ в России», — говорит менеджер телеканала, не раскрывая причины непопадания в мультиплекс. Пивоваров сохраняет за собой пост главреда, хотя с головой погрузился в собственный YouTube-проект.

В октябре 2019 года канал пережил очередную странную сделку: журналистам московской студии RTVI объявили, что вместо Соколова новым собственником теперь будет американский ресторатор армянского происхождения Микаэль Исраелян .

Исраелян рассказал «Проекту», что купил RTVI, вдохновившись успехом армянских медиа в Калифорнии. По оценке ресторатора, на западном побережье канал может охватить 20% русскоязычного населения. В биографии бизнесмена до сегодняшнего дня ничто не указывало на интерес к медиа. У Исраеляна нет бизнес-интересов в России, рассказал «Проекту» его знакомый бизнесмен, а канал он мог купить «для кого-то». Исраелян ответил «Проекту», что давно мечтал заняться медиабизнесом.

В «Ростехе» «Проекту» ответили, что ни корпорация, ни ее менеджеры не имеют отношения к финансированию RTVI.

«В душе Чемезов остается чекистом и каждый свой шаг согласовывает с Путиным», — уверен бывший высокопоставленный российский чиновник, лично знающий Чемезова. «Ему можно их (либеральные проекты — „Проект“) содержать, потому что разрешили (в Кремле — „Проект“), и он поддерживает. Нужен баланс, должен же кто-то писать и про таких, как Андрей Костин. Так мы показываем миру, что у нас есть свобода слова», — объясняет бывший кремлевский чиновник . Такая поддержка еще и выгодна власти: в нужный момент поддерживаемым Чемезовым СМИ можно будет установить нужные власти запреты, например, классический — «не писать личные выпады против Путина и его семьи» .

Ранее у тещи Чемезова нашли недвижимость стоимостью в миллиарды.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!