Северный поток-2: мифы и реальность

Что-то подсказывает, что дела у Кремля с его процессом «поднимания России с колен» совсем плохи и, несмотря на излучаемый сидящими у него на зарплате СМИ оптимизм, проблему строительства, запуска и дальнейшей эксплуатации «Северного потока — 2» решить не удается, по крайней мере, в полном объеме и в необходимые сроки. К такому выводу приходишь, когда в очередной раз наблюдаешь, как Путин лично включился в процесс «распространения сказок». Вспомним бред, который он нес по событиям в Крыму, на Донбассе, Боингу МН-17, «Петрову и Баширову», и вот, прямо сейчас, настало время «удивительных историй» про «Украина замерзнет, так как не ведает, что творит».

В частности, по итогам саммита становящейся, кстати, по вине России все более бесполезной организации БРИКС, Путин заявил, что риск прекращения транзита российского газа через территорию Украины существует, а «Нафтогаз» своими исками обостряет ситуацию в переговорах с «Газпромом» по новому контракту. При этом, он также отметил, что Россия готова к заключению соглашений по любому законодательству. «Если Украина успеет у себя имплементировать европейское законодательство… Смогут они это сделать в оставшийся период времени — ну хорошо. Они взяли на себя обязательства перед Европой, не перед нами. Пусть делают, мы готовы и к этому. Но не все от нас зависит. Поэтому риск прекращения транзита существует, наверное», — сказал он, отвечая на вопрос о возможных рисках для транзита газа через Украину в условиях истечения текущего контракта 31 декабря.

Путин также подчеркнул, что Россия заявляла о готовности к достижению любых соглашений с Украиной при участии Еврокомиссии. «Украина хочет по украинским законам это отрегулировать? Пожалуйста! Мы готовы. Украина хочет отрегулировать по европейским законам, она взяла на себя обязательство принять европейское законодательство. Мы готовы, пожалуйста», — сказал президент РФ.

При этом, российский лидер подчеркнул, что Россия готова к сотрудничеству с Украиной как по транзиту, так и по поставкам ей газа, при этом его цена может быть ниже текущей на 25%. «Есть там такие угрозы или нет, по поводу прекращения транзита, мы уже много раз говорили, мы готовы работать с Украиной и по транзиту нашего газа в Европу, и по поставкам в саму Украину. Причем по ценам ниже тех, по которым Украина получает российский же газ, но как бы по реверсу со стороны Европы… Но мы же говорили о том, что если напрямую поставлять, то мы можем снизить цену на 25%», — добавил он.

История, конечно, не новая, практически то же самое перед Путиным рассказывал глава «Газпрома» Миллер, а перед ним «любимый кум» Медведчук, и объяснение повторению одних и тех же сказок только одно: ситуация не находится под контролем Кремля, что вынуждает снова и снова запускать в информационное пространство фейки о «доброте великой России, которая хочет помочь неразумной Украине». Попробуем разобраться так ли это.

Миф первый: «Нафтогаз» новыми исками обостряет ситуацию в переговорах с «Газпромом» по новому контракту

Стоит сразу отметить, что спора между Украиной и Россией до 2 ноября никакого не было, есть только ничем не обоснованные претензии к нашей стране со стороны Кремля. Действительно, НАК «Нафтогаз Украины» отправил в Стокгольмский арбитраж «Заявление о защите и встречных исковых требованиях» против «Газпрома». Это было сделано как ответный ход на… иск российского газового монополиста к украинской компании от 18 апреля 2018 г., согласно которому 14 июля 2019 г. «Газпром» подал «Заявление об исковых требованиях». Причем, данная ситуация является фактическим продолжением ранее проигранного Москвой Стокгольмского арбитража, который признал правоту Украины в споре о «газовом договоре — 2009».

В этом контексте интересно, что Россия довольно часто утверждает: решение Стокгольмского арбитража «внесло дисбаланс» в действующий контракт, только есть проблема — судом доказано, что он заключен на условиях, выгодных только для одной стороны – России, и ликвидация этого как раз и была сутью данного судебного решения. Стоит также отметить, что практика урегулирования споров между компаниями в досудебном порядке существует, однако до суда, а не после проигрыша в нем, предлагать в таких условиях «нулевой вариант» очень похоже на мошенничество.

Миф второй: законодательная неготовность Украины к подписанию договора

Действительно, в рамках обязательств перед европейскими партнерами НАК «Нафтогаз Украины» должен провести так называемый анбандлинг (разделение компании) с выделением из нее газотранзитной составляющей. И вот тут Россия производит ярко выраженную «подмену понятий», утверждая, по словам Миллера, что эта «процедура не столь быстрая, она требует создания независимого газотранспортного оператора и независимого регулятора, который будет устанавливать тарифы. На сегодняшний день до завершения этого процесса еще достаточно далеко. И в том случае, если в Украине к 1 января 2020 года не будет создан независимый газотранспортный оператор и независимый регулятор, единственным путем будет продление действующего контракта в новых, актуализированных к сегодняшнему времени рыночных условиях».

Скажем мягко, действительности это не соответствует: прямой взаимосвязи межу сроками, на который может быть заключен контракт на транзит газа территорией Украины и имплементацией нашей страной норм Третьего энергетического пакета не существует, ведь в случае подписания с «Нафтогазом Украины» долгосрочного контракта и последующей реструктуризации его структуры, у компании будет правопреемник, который и займется выполнением его условий. Чтобы Путину и Миллеру было понятней: у СССР после его развала также был правопреемник, который выполнял ранее достигнутые договоренности. И, кстати, законопроект о анбандлинге НАК «Нафтогаз Украины» уже в Верховной Раде, а вероятность его принятия до конца года крайне велика, кажется, Кремлю после Нового года будет необходимо новую сказку придумывать.

Миф третий: Россия готова к сотрудничеству с Украиной как по транзиту, так и по поставкам ей газа, при этом его цена может быть ниже текущей на 25%

В принципе, нельзя обвинить Путина во лжи, но в данном случае присутствует достаточно примитивное манипулирование фактами. Основные объемы закупок газа для отопительного сезона Украина сделала летом, при низких ценах в Европе на газ в $170-185 за тысячу куб.м. В своем же выступлении Путин ссылается на максимальные сезонные цены января-марта, при которых действительно покупка «голубого топлива» в РФ с «25%-й скидкой», на первый взгляд, кажется выгодной. А вот на второй – не очень, так как цена будет или такой же или даже немного дороже, причем только первое время, дальше как всегда: «монополист берет в руки энергетическую дубинку» и устанавливает свои правила и цены, Украина, и не только она, все это проходила уже не раз.

Так почему же Путину пришлось в который раз лично заняться распространением фейков – ответ очевиден «что-то пошло не так».

Кроме геополитических аспектов строительства «Северного потока — 2», «продавливанию» проекта любой ценой существует довольно простое объяснение – газовый баланс Европы существенно изменился не в пользу России, она лавинообразно теряет рынки сбыта, в первую очередь, из-за собственной политики, иногда не стоит «энергетической дубинкой махать». Кстати и Украина также далеко не всегда «покупает тот же самый российский газ» о чем любят говорить в Кремле, причем данная тенденция для РФ ухудшается с каждым годом.

Кроме того, с «Северным потоком — 2» пока все не очень, не хорошо и не плохо, борьба, при которой локальные победы одерживают сторонники и противники проекта, продолжается.

Все это приводит к тому, что, несмотря на оптимизм, излучаемый компанией Nord Stream 2 AG, реализация проекта в запланированное время, до окончания «газового контракта» с Украиной, полностью провалена, а весь его смысл был именно в этом – создать альтернативный маршрут, исключающий Украину из транзита. Кстати, удивительным является то, что даже после таких действий России, кто-то в Украине в принципе верит в «душевную доброту» Кремля в «газовом вопросе» и скидках.

Кроме сроков реализации проекта, существует огромное количество юридических проблем: аресты акций Nord Stream 2 AG из-за долга «Газпрома» Украине согласно решению Стокгольмского арбитража, проигранный суд по газопроводу «OPAL», новшества в законодательстве ЕС, что ограничивает возможность транспортировки российского газа из обоих «Северных потоков» и его приема «на суше».

Причем, новое законодательство ЕС создает огромные проблемы именно для «Северного потока-2», так как оно обязывает, что одна и та же компания не может продавать свое топливо и транспортировать его, а к газопроводу должны иметь доступ третьи компании с полной прозрачностью его работы, к чему российский газовый монополист абсолютно не готов. Более того, он к этому никогда и не будет готов, поскольку сутью его работы является «распил денег» с помощью коррупционных схем.

Именно в связи с этим, СМИ «пестрят сообщениями» о том, что РФ с помощью своих «друзей Путина» в Бундестаге протащила в немецком парламенте крайне скандальный закон, сутью которого является выведение «Северного потока-2» из-под норм законодательства ЕС, но, судя по всему, что-то опять «пошло не так». Не станем описывать саму процедуру голосования – в СМИ нереально много материалов по этому поводу, однако анализ показывает, что основная масса сообщений базируется на «российском видении» данного вопроса и, зная методы работы российских спецслужб, начинаешь сомневаться: а не очередная ли это их спецоперация?

Дело в том, что принятый закон, по крайней мере, его официальная версия, опубликованная на сайте Бундестага, не дает никаких прямых преференций «Северному потоку — 2» и, в тоже время, полностью соответствует законодательству ЕС. Да, действительно, некоторые его пункты оставили определенные «лазейки», дающие ФРГ право вывести «Северный поток-2» из-под регуляций ЕС, но не более того, и, даже если кто-либо захочет ими воспользоваться, такие действия все равно будет необходимо согласовать с ЕС. Фактически, действия немецкого правительства можно сформулировать принципом «ни вашим, ни нашим», а уж ни о какой «очередной победе» Кремля и близко речь не идет.

В таком контексте вполне вероятно, что именно российские спецслужбы «подготовили почву» для обнаружения журналистами «Бильда» сенсации, а конечной целью скандала было испортить отношения между Украиной и ФРГ. В пользу такой версии говорит поведение абсолютно прокремлевской партии «Альтернатива для Германии», которая в ночь на пятницу, 8 ноября, сначала «процедурно закрыла вопрос», потом 13 ноября голосовала «против». Действительно, такой вариант закона Москву явно не устраивает. Надо отдать должное Украине – ее политики «не повелись», и крайне резких заявлений по этому поводу не наблюдалось.

Итого, ни разрешение Дании на строительство «Северного потока -2», ни закон в Бундестаге на расклад сил перед наиболее важным событием, — «газовым контрактом» между Украиной и РФ, никак не повлиял. «Газпром» все так же имеет крайне жесткую необходимость в сохранении транзита газа украинской ГТС, причем не факт, что ситуация изменится после ввода нового газопровода в эксплуатацию, в ином случае – невыполнение действующих контрактов со значительными финансовыми и репутационными убытками. «Обложили» Кремль в данном вопросе знатно – Европа к неумолимо приближающейся «газовой войне» полностью готова: организованы поставки из независимых источников (в основном сжиженный газ), налажена система реверсной его транспортировки по всему континенту и, главное, обеспечена «прозрачность рынка», и это еще США со своим «сланцевым газом» полностью в процесс не включились.

На этом фоне данное заявление Путина скорее выглядит как «крик отчаяния в формате услышьте Донбасс», поскольку, живя схемами 2009 года, он возможно и искренне не понимает – ситуация изменилась очень сильно, а энергетический шантаж больше не работает. Возможно, что «проблески сознания» у него где-то присутствуют и он понимает, что надавить на Европу уже не удастся, и именно поэтому прямо сейчас основной целью давления выбрана Украина.

В таком контексте, именно Россия практически в любом случае пойдет на «газовую войну» с целью склонить нашу страну на краткосрочный контракт по транзиту и, по возможности, продаже газа, ведь для Кремля главное даже не транзит или «Северный поток -2», а недопущение окончательного выхода Украины из «постсоветских газовых взаимоотношений», что нашей страной планируется сделать за счет организации прямой купли-продажи российского газа по «заявкам» на украинско-российской границе, причем не только для нас – для любого европейского газотрейдера. В таком случае, у «Газпрома» и доходы упадут, и «деньги пилить» не получится, понятно, что на такое Путин не согласен, так что его заявление — это скорее даже не попытка давления на кого-либо, а «крик души», на который самый лучший ответ – не обращать никакого внимания.

Автор — Секция «Дельта» группы Информационное Сопротивление

Источник

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!