Пожар на российской подлодке произошел после взрыва «экспериментального» аккумулятора

Пожар на глубоководном аппарате в Баренцевом море, в результате которого погибли 14 моряков, мог начаться из-за взрыва литиевого аккумулятора. Об этом сообщает «Фонтанка» со ссылкой на источники. Издание отмечает, что в открытых источниках нет упоминаний об установке такого типа аккумуляторов на подводные лодки с ядерным реактором.

«Фонтанка» пишет, что литиевый аккумулятор был установлен на аппарате после ремонта в 2012 году. При этом обычно «на подводном флоте эксплуатируют свинцово-кислотные батареи».

По словам собеседников издания, взрыв произошел в тот момент, когда аппарат «крепился» к лодке-носителю. В момент стыковки произошло короткое замыкание, в результате батарея мгновенно разрядилась, что привело к ее тепловому разгону. После этого произошел один или несколько взрывов и самовозгорание.

Специалисты в разговоре с «Фонтанкой» отметили, что обезвреживание литиевой батарей системами химического тушения или водой неэффективно, так как батарея сама выделяет горючие вещества и кислород.

Также статья РБК, вышедшая в один день с материалом «Фонтанки», дополняет картину происшествия на Северном флоте, где в результате пожара погибли 14 человек. Взорвавшаяся литиевая батарея была новой, она не отслужила и трёх лет.

Версии причин убийственного ЧП на засекреченной подводной лодке издание РБК опубликовало 9 июля. В материале последовательно подтверждаются сведения собеседников «Фонтанки»: тепловой разгон литиевой батареи, самовозгорание и взрыв во время стыковки с лодкой-носителем, гибель личного состава носовых отсеков, задраивание центрального поста выжившими и их последующая эвакуация на «матку».

По информации источников РБК, модернизацию глубоководный аппарат проходил в 2016 году. Судя по всему, именно тогда и была установлена считающаяся перспективной литий-ионная батарея, чей тепловой разгон 1 июля 2019 года привёл к гибели гидронавтов.

По информации «Фонтанки», до нулевых годов на лодках подобного типа в качестве источников питания эксплуатировали разработанные советскими инженерами серебряно-цинковые батареи.

Они устойчивы к повреждениям в боевых условиях, не горят и не взрываются, при этом их энергоемкость сопоставима с литий-ионными. Еще одна важная объединяющая характеристика – оба типа отдают энергию под высокой нагрузкой без потери напряжения. Единственный значимый недостаток – цена.

Кроме того, сообщается, что ударную волну почувствовали на лодке-носителе. Выжившие моряки задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались. Кроме того, для того, чтобы огонь не распространился на носитель, экипаж лодки затопил аппарат, поэтому по прибытии на базу в Североморск аппарат был полностью заполнен водой.

Глава Минобороны Сергей Шойгу говорил, что основная причина происшествия на глубоководном аппарате — пожар в аккумуляторном отсеке. Forbes писал, что причиной пожара могла стать одна из аккумуляторных батарей, обеспечивающих электропитание. По данным СМИ, пожар мог произойти на спускаемом аппарате глубоководной атомной подлодки АС-12 («Лошарик»). В Кремле назвали «абсолютно секретной» информацию об аппарате, где произошло ЧП.