Катастрофа в Шереметьево может похоронить производство самолетов в РФ

Sukhoi Superjet 100 был последней попыткой России сохранить жизнь своей гражданской авиации. Но эти амбиции, похоже, разбились в воскресенье в Москве. А вместе с ними погиб по меньшей мере 41 пассажир. Пока не известно точно, почему пилоты рейса SU1492 вернулись в аэропорт «Шереметьево» вскоре после взлета, выполняя рейс в Мурманск.

Заправленный авиалайнер сильно ударился при посадке и загорелся. Адский рейс в огне еще некоторое время двигался вдоль взлетной полосы, пишет Politico. Почти никто из тех, кто сидел в хвосте, не выжил.

Авиакатастрофа стала последним ударом по региональному авиалайнеру, чьи проблемы с двигателями и надежностью отпугнули иностранных покупателей. В Европе купить самолет решилась только ирландская компания CityJet, которая сдала его в лизинг Brussels Airlines. Но бельгийский перевозчик прекратил использование российского самолета в начале текущего года. CityJet исключила российский Sukhoi Superjet 100 со своего флота.

Обе европейские компании не комментируют, почему они отказались от самолета российского производства. Однако, СМИ писали, что он был ненадежным. А перевозчикам было трудно обслуживать его и обеспечивать запчастями.

Когда-то СССР мог похвастаться большой авиационной индустрией. Однако, она почти полностью развалилась после падения коммунизма, когда перевозчики перешли на более эффективные и надежные самолеты от Airbus и Boeing. Россия до сих пор поддерживает производство военных истребителей мирового класса. Но построение гражданских авиалайнеров обычно служит большим источником национальной гордости и доказательством промышленной мощи. Поэтому Китай тоже пытается построить собственный пассажирский самолет. За годы правления Владимира Путина российская государственная компания «Объединенная авиастроительная корпорация» объединила всех производителей гражданской авиации и сфокусировала их внимание на региональном рынке, на котором доминируют канадская Bombardier и бразильская Embraer.

Главной стратегией прорыва на рынок была цена. Российский Superjet 100 предлагали за 31,7 миллиона долларов. Это на треть дешевле бразильских и канадских аналогов. Россия также наладила партнерство с некоторыми компаниями в Европе. К примеру, французская Safran помогала с разработкой двигателя, а итальянская Leonardo – с маркетингом и обслуживанием.

Но запуск Superjet 100 все равно был скандальным. Российские СМИ в 2010 году сообщили, что у 70 инженеров на заводе, где строили самолет, были фальшивые дипломы. Руководство завода заверило, что никто из них не причастен к проекту российского лайнера. Затем в 2012 году Superjet 100 упал в Индонезии во время демонстрации потенциальным покупателям. Все 50 человек на борту погибли. Официальное расследование установило, что оборудование лайнера работало правильно. А катастрофа произошла из-за ошибки пилота.

За три месяца до аварии в Индонезии Европейское агентство по авиационной безопасности сертифицировало Superjet 100, позволив компаниям ЕС покупать и использовать его. Однако, в Европе и других регионах почти никто российский лайнер не купил. Словенская компания Adria отменила предварительный заказ на 15 самолетов из-за беспокойства относительно «готовности компании «Сухой» поддерживать честное и стабильное долгосрочное партнерство». Поскольку стороны не смогли достичь «общего видения будущего стратегического развития компании».

Иранские перевозчики Air Tours и Aseman заказали 20 самолетов каждый в 2018 году. Общая стоимость сделок составляла 2 миллиарда долларов. Однако, выполнение заказа отложили из-за возможных санкций США. В Мексике компания Interjet посадила две трети своего флота из 22 российских самолетов Superjet 100. Десятки двигателей вышли из строя. И авиакомпания до сих пор не смогла договориться с российским производителем об отзыве проданных лайнеров.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!