Китай поставил под угрозу разработку совместного с РФ самолета

Создание российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 оказалось под угрозой. Китайская корпорация COMAC предложила в конце 2018 года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) разделить продажи разрабатываемого совместно самолета, сообщили “Ведомостям” источники, близкие к ОАК. Китай хочет сам продавать самолет на китайском рынке, а России предлагает продавать его у себя и на мировом рынке, знают они.

Однако для России смысл совместного с Китаем проекта как раз заключался в разделении расходов и доступе на гигантский китайский рынок, который позволил бы обеспечить лайнеру достаточные для окупаемости продажи, говорили ранее менеджеры ОАК и федеральные чиновники, поэтому предложение о раздельных продажах лишает для России проект всякого смысла.

Президент ОАК Юрий Слюсарь и замминистра промышленности РФ Олег Бочаров планируют переговоры с китайцами по этому вопросу, знает источник, близкий к ОАК. Финансирование проекта с российской стороны предполагается огромное, порядка 600 млрд рублей, что больше, чем все другие авиастроительные программы, вместе взятые, отмечает он.

В свете китайского предложения ОАК всерьез рассматривает вариант отказаться от паритетных партнерства и разделения расходов, говорят два человека, близких к корпорации. ОАК может стать подрядчиком для СОМАС, продающим решения, технологии и комплектующие. По такой схеме, например, предполагается сотрудничество с Китаем холдинга “Вертолеты России”, который он разработает отдельные узлы для китайского тяжелого вертолета.

К тому же, у сторон есть и другое серьезное разногласие – о стране, в которой будет получен сертификат типа на CR929. ОАК планировала, что раз она будет основным проектировщиком, то и держателем сертификата будет ее структура, зарегистрированная в России, а Китай настаивает, чтобы сертификат получала китайская компания.

Ранее министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что торговое соглашение между США и Китаем «превзойдет» предыдущие попытки открыть рынки Китая для американских компаний.