Российских авиаперевозчиков заставят поднять цены на билеты


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала инициативу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) уравнять в 2019 году стоимость аэропортовых сборов для иностранных и российских авиакомпаний, сообщил “Известиям” замглавы службы Александр Редько. По данным аэропорта Домодедово, сейчас сборы для зарубежных перевозчиков в России выше, чем для отечественных, в 3-3,5 раза.

У ФАС есть два варианта действий: постепенно подтянуть цену услуг для российских авиакомпаний до уровня международных или несколько снизить стоимость для зарубежных перевозчиков, одновременно подтянув тарифы для местных авиакомпаний. Третий вариант – снизить тарифы для иностранцев до уровня отечественных – считается маловероятным.

Не исключено, что в результате российские перевозчики могут лишиться права на льготную стоимость услуг на международных рейсах, что приведет в росту цен на авиабилеты и снижению пассажиропотока за рубеж. Повышение аэропортовых тарифов критично для авиакомпаний, поскольку это большая статья затрат, которая в отдельных случаях достигает 25%, отмечает президент “Utair – пассажирские авиалинии” Павел Пермяков.

Иностранные перевозчики – единственные, кто останется в выигрыше от выравнивания тарифов, уверен исполнительный директор “Авиапорта” Олег Пантелеев. Даже если будет принято решение снизить тарифы для иностранных перевозчиков, аэропорты компенсируют выпадающие доходы за счет роста стоимости услуг для всех своих клиентов, указывает он.

То есть для российских авиакомпаний, которые и так жалуются на убытки, цены могут значительно вырасти, полагает эксперт. В ноябре прошлого года заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров прогнозировал операционный убыток российских авиакомпаний по итогам 2018 года на уровне 37-39 млрд рублей.
Авиакомпании платят аэропортам за взлет-посадку, аэронавигацию, стоянку судов, таможенное обслуживание, заправку самолета, авиабезопасность, уборку салона, обслуживание пассажиров и прочие услуги. Среди них есть обязательные, например, плата за взлет-посадку и пользование аэровокзальным комплексом. По оценкам ВШЭ, аэропортовое обслуживание в структуре расходов авиакомпаний в среднем составляет примерно 10-15%.

Федеральная служба по тарифам изначально установила различный уровень сборов для иностранных и российских перевозчиков с целью субсидирования отечественных авиакомпаний. Эта схема поддерживалась последующими решениями регулятора, напоминают в Домодедово. При этом в европейских воздушных гаванях не делят авиакомпании на свои и чужие, для всех действуют одинаковые тарифы, отмечает ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

В начале февраля сообщалось, что чистая прибыль “Аэрофлота” упала в 10 раз.

Только главные новости в нашем Telegram и Facebook!