После создания «ЛДНР», на подконтрольных им территориях было введено в действие их собственное уголовное «законодательство». В качестве высшей меры наказания, например в «ДНР», предусмотрено применение смертной казни, несмотря на то, что одновременно провозглашается принцип гуманизма в ходе уголовного преследования.
«Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, а не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства», пишет «Донбасс-СОС», передает dnews.
В 2014 году в СМИ появилось сообщение, что в г. Алчевск, что находится на подконтрольной «ЛНР» территории, народный суд в составе 300 местных жителей голосованием путем поднятия руки вынесли смертный приговор мужчине, который обвинялся в изнасиловании. Еще одного подозреваемого было решено отправить на «передовую», чтобы он смог «умереть достойно».
В 2017 в «ДНР» был приговорен к смертной казни мужчина за изнасилование и убийство ребенка. Также в 2018 году смертный приговор был вынесен одному члену организованной банды «казаков», которая в 2014-2015 гг. занималась жестокими грабежами. Приговор был приведен в исполнение.
Отправление правосудия судьями «республик» квалифицируются Украиной как преступные деяния. Так, например, руководителя «верховного суда ДНР» Эдуарда Якубовского осудили заочно в Украине к 12 годам лишения свободы за участие в террористической организации. Ему инкриминировали то, что он выносил незаконные приговоры в составе судебной системы «ДНР», в том числе и вынесение «смертных приговоров». Также заочный приговор был вынесен и его коллеге из «верховного суда ДНР», которому украинский суд назначил наказание в виде 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Вынесение «смертных приговоров», даже за особо тяжкие преступления, противоречит нормам не только международного права, но и национального законодательства Украины. 1 января.2000 г. в Украине вступил в силу Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни. Настоящим Протоколом устанавливается категорический запрет применения этой меры наказания: «Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Поскольку временно неподконтрольные территории Донецкой и Луганской областей являются частью Украины, то действие запрета смертной казни распространяется и на эти районы.
Кроме того, согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.1999 г. смертная казнь в России отменена до обеспечения каждому осужденному, которому может угрожать высшая мера наказания, права на рассмотрение его дела судом присяжных. Хотя данная высшая мера наказания и не исключена из Уголовного кодекса Российской Федерации, однако на нее введен мораторий к применению.
Согласно положениям Женевской конвенции о защите гражданского населения от 12.08.1949 г. оккупационное государство должно обеспечивать порядок на подконтрольных ей территориях. Однако, в то же время, суды должны действовать в соответствии с теми законодательными положениями, которые действовали до момента совершения правонарушения и соответствующие общим принципам права, в частности принципа соответствия наказания правонарушению. Также в условиях вооруженного конфликта на оккупированной территории сохраняется условие, что человек, который был приговорен к смертной казни, не должен быть лишена права обращаться с просьбой о помиловании.
Смертная казнь, как вид наказания, рассматривается через призму права на жизнь человека. Даже в условиях вооруженного конфликта ее применение не признается оправданным. Человек, к которому применяется данный вид наказания, должен иметь в своем доступе возможность себя защитить в рамках судебной процедуры.
В условиях, когда обе стороны вооруженного конфликта отказались в своих национальных законодательствах от применения смертной казни в ходе уголовного преследования, не может быть и речи о правомерности любого ее применения на подконтрольной той или иной стороне территории. Обеспечение правопорядка в условиях оккупации не должно посягать на право на жизнь человека.
Применение смертной казни является несоизмеримо с процессом осуществления правосудия и не может признаваться допустимым. Вынесение подобных приговоров и приведение их к выполнению должны квалифицироваться как нарушение международного права, прав человека и международного гуманитарного права.
Напомним, ранее сообщалось, что во временно оккупированной Горловке боевики «ДНР» и российские оккупанты устроили тотальную проверку транспорта и документов. Жители города встревожены.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet