Аналитик: Кремль действует в Европе комплексно

Вмешательство России в процессы в других странах носит системный характер и не ограничивается выборами.

Так полагает старший аналитик Вильнюсского института политического анализа Марюс Лауринавичюс. На прошлой неделе в ходе дискуссии, посвященной предстоящим в следующем году выборам в Литве и возможному воздействию Кремля на их исход, еe участники поделились своим видением ситуации, передает корреспондент Charter97.org.

Литовские эксперты и политики не сомневаются, что Россия «примет» участие в выборах, но при этом надеются, что это участие будет меньше, чем раньше. Такую надежду им дает рост устойчивости литовского общества к действиям России.

В качестве вступления Лауринавичюс представил подготовленный им по заказу Международного центра исследований выборов документ «Гид по инструментам вмешательства России в выборы: платформа для долгосрочного и всестороннего анализа враждебных стратегий влияния Кремля».

Аналитик указывает, что активное обсуждение данной проблематики началось с выборов США в 2016 году, но разговоры велись и раньше. Цель исследования, говорит Лауринавичюс, показать, что «мы скользим по поверхности»: «То, что делает Россия на самом деле гораздо более комплексно, чем мы себе представляем. Намного долговременнее и сложнее».

В ходе презентации он рассказал о своeм видении ситуации, перечислив несколько сложившихся, по его мнению, мифов. Первый из таких мифов – мнение, что нужно сопротивляться лишь попыткам вмешательства в выборы.

«Это миф. Российское вмешательство – это вмешательство не только в выборы, но и в весь демократический, политический процесс. И это не прекращается и не прекратится», — уверен аналитик.

Россию, повторил он, интересуют не только выборы, многие вещи остаются вне поля зрения. В качестве примера он приводит исследованные «Re:Baltica», где говорится о том, что вмешательства в выборы в Латвии со стороны России не наблюдалось. Однако так ли это?

«На выборах в третий раз победила откровенно пророссийская партия «Согласие», а третье место заняла популистская, антиевропейская партия, которая заявила, что готова создать коалицию с «Согласием». А мы говорим, что вмешательства не было. Возможно, мы не заметили его в ходе выборов, но Россия в течение 15 лет разными способами поддерживает «Согласие». У «Согласия» было официальное соглашение (сейчас уже нет) с «Единой Россией». Это не вмешательство? Мы можем сказать, что Россия не вмешивалась в эти выборы? Я бы сказал это очень упрощенный взгляд», — констатировал эксперт.

То же самое в Германии, продолжил Лауринавичюс, когда официально прямого вмешательства зафиксировано не было, но «можно, тем не менее, перечислить много примеров, как оно осуществлялось». Например, говорит эксперт, «разжигание настроений против иммигрантов в интернете до начала предвыборной кампании».

В Швеции, перечисляет он, за два года до выборов прошла кампания против НАТО. А подготовка к референдуму о смене названия страны в Македонии началась с 2008 года, утверждает аналитик: «Это доказывает, что Россия вмешивается», — уверен Лауринавичюс.

Второй миф, согласно мнению аналитика, заключается в том, что Россия поддерживает только пророссийские силы. Лауринавичюс напомнил о предвыборных заявлениях нынешнего президента США Дональда Трампа о российском президенте Владимире Путине и его желании наладить отношения с Россией.

«Означает ли это, что Трамп – пророссийский политик? Нисколько. America first. Это президент, который в первую очередь, заботится об интересах Америки. Это помешало России в достижении своих целей? Достигла ли она всех своих целей – отдельный вопрос, но она вмешивается», — уверен Лауринавичюс. Он также считает, что на выборах во Франции, «кандидатом Кремля была не Мари Ле Пен, а Франсуа Фийон».

«Мы думаем, что Россия поддерживает только антиевропейские, направленные против истеблишмента силы. Но Франсуа Фийон, Джереми Корбин, Питер Мандельсон, Хорст Зеехофер, Сильвио Берлускони, Альфред Гузенбауэр, Герхард Шрeдер – все эти политики представляют совершенно традиционные партии, но можно совершенно обоснованно говорить об их поддержке со стороны России», — считает аналитик.

«Так что, если российских денег напрямую из Москвы и нет, это не означает, что нет российского вмешательства», — сформулировал он свой тезис.

Резюмируя, эксперт отметил, что, рассматривая вмешательство России во внутренние процессы в других странах, «мы скользим по поверхности», поскольку такие вещи как, например, влияние лоббистов, работа пиар-агентств являются гораздо более живучими и долгосрочными.

В заключение он назвал последний миф о российском вмешательстве: мы сталкиваемся с абсолютно новым явлением. Лауринавичюс категорически не согласен с таким мнением и считает, что всe это берeт начало со времен СССР и констатировал: «Методы, которые Россия применяла для распространения своего влияния в постсоветских странах, сейчас на 100% работают и на Западе».

«И последнее, что мы должны на Западе все вместе осознать, если мы говорим о вмешательстве России. Борьба с нами – это транснациональная деятельность. Она давно перешагнула границы всех стран и, закрывшись в своих национальных «квартирах», противостоять этому мы не сможем», — считает исследователь.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!