В РФ банкам дали карт-бланш на блокировку счетов россиян

Россияне имеют право узнать, по какой причине банк отказал им в проведении операции или в заключении договора на обслуживание, но банк не обязан эту причину сообщать.

Такие разъяснения дал ЦБ РФ, комментируя антиотмывочный закон 115-ФЗ, из-за которого почти полмиллиона компаний и физлиц попали «черный список» и оказались отрезаны от банковской системы.

Как сообщает «Коммерсант», российс центробанк решил отказаться от внесения поправок в сам закон и ограничился разъяснительным письмом, которое не накладывает на банки каких-либо конкретных обязательств.

«Абзацем четвертым ст. 4 115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, — напоминает ЦБ. — Однако рассматриваемая статья содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа».

Из письма следует, что сообщать о причинах отказа банкам следует согласно установленному ими же порядку, то есть к этой обязанности они могут подойти формально, ограничившись общими словами о нарушении 115-ФЗ или сомнительности операций, чего недостаточно для реабилитации.

ЦБ намерен создать ощущение, что проблем с черными списками отказников нет, все можно решить разъяснительными письмами, считает глава АБ «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

Однако не стоит забывать, что письмо не есть закон, оно не обязательно для применения, в отличие от закона не защищает интересы банковских клиентов, попавших в список по ошибке, добавляет он.

Центробанк рассылает банкам «черный список» отказников начиная с июня 2017 года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрения в нарушении антиотмывочного закона.В списке уже насчитывается около полумиллиона физических и юридических лиц, фактически лишенных доступа к банковским услугам.

Черный список сразу создал вызвал массовые протесты. Весной был введен механизм двухуровневой реабилитации клиентов, попавших в список по ошибке — им сначала предлагается оправдаться перед банком, а затем — обратиться в межведомственную комиссию.

Но сама комиссия де-факто не работает: из 368 обращений, полученных с начала года, ЦБ удовлетворил лишь 7. По 8 обращениям регулятор дал отказ, а остальные потонули в бумажной волоките.