Гибридные операции СССР как метод ведения гонки вооружений

Гонка вооружений являлась ключевой сферой и основной причиной Холодной войны. Логика глобального противостояния сверхдержав требовала поддержания стратегического баланса сил, что дало мощный импульс к развитию военных технологий и оборонной промышленности. СССР и США разрабатывали новые виды обычных и ядерных вооружений, средства их доставки и технологии защиты. Кроме множества программ НИОКР проводилось наращивание производственных сил военно-промышленного комплекса для ускоренного выпуска продукции. Необходимость раунд за раундом отвечать на новые вызовы, продиктованные противником, отражалась на экономике ростом военных расходов, отвлекая ресурсы от выполнения других задач. Гибридные операции позволяли СССР более эффективно и значительно меньшей ценой поддерживать свою позицию в гонке вооружений и одновременно ослаблять позицию США.

Операция «Хоровод»

Конец 40-х — начало 50-х гг. ознаменовались развертыванием ядерной гонки между СССР и США. В 1949 Советский Союз лишает США монополии на ядерное оружие, испытав первую атомную бомбу, разработанную на основе материалов Манхэттенского проекта, буквально украденных у США советской разведкой.

До середины 50-х США не уделяли должного внимания развитию ракетных технологий, хотя имели преимущество в этой сфере, так как после Второй мировой войны получили технологии и готовые образцы немецких баллистических ракет ФАУ-2, а команда ученых во главе с генеральным конструктором Вернером фон Брауном согласилась работать на правительство США. Вместо развития ракетной техники компания Boeing разработала реактивный бомбардировщик B-47, дальность полета которого составляла 5600 км, что позволило бы США осуществлять бомбардировки территории СССР, используя многочисленные зарубежные базы.

К середине 50-х у Советского Союза не было на вооружении стратегических бомбардировщиков, способных выполнить боевую задачу на континентальной части Северной Америки и вернуться обратно. В начале 1955 года в строевые части Дальней авиации начали поступать бомбардировщики М-4, за ним последовали усовершенствованные 3М и Ту-95. Планировалось, что новые самолеты смогут справиться с такой задачей.

С появлением у СССР ядерного оружия и средств его доставки США оказались под потенциальной угрозой поражения ядерной бомбой. В 1954 СССР разворачивает дезинформационную кампанию, частью которой стала операция «Хоровод». Кампания рисовала угрозу ядерной бомбардировки США советской стратегической авиацией.

15 февраля 1954 года американское издание Aviation Week опубликовало статью, описывающую новые советские реактивные бомбардировщики, самолеты М-4, якобы способные транспортировать ядерную бомбу со своих баз в США. В течение следующих полутора лет новость публично обсуждалась в прессе, затем в Конгрессе.

В 1955 году в Москве во время парада ко Дню авиации Первое главное управление КГБ и ГРУ ГШ провели операцию “Хоровод”. В ходе операции вниманию зрителей, среди которых присутствовали иностранные дипломаты и военные атташе стран НАТО, были представлены новые бомбардировщики модели М-4 «Бизон».

Целью операции была маскировка намерений СССР развивать ракетные технологии, одновременно убедив США в том, что весь ресурс советского военно-промышленного комплекса брошен на производство сверхтяжелых бомбардировщиков. В действительности же Советский Союз ускоренными темпами разрабатывал межконтинентальную баллистическую ракету Р-7.

Согласно исследованию американского ученого Хеппенхаймера из серии официальных публикаций истории НАСА, 10 «Бизонов» пролетело над обозревательным стендом Тушинского аэродрома. Затем самолеты сделали еще один круг вместе с восемью дополнительными. Создавалась видимость того, что пролетело 28 самолетов. Западные аналитики учли именно такое количество бомбардировщиков и пришли к выводу, что к 1960 году СССР нарастит выпуск «Бизонов» до 800.

Операция “Хоровод” убедила США в том, что Советский Союз получил преимущество в наращивании стратегических бомбардировщиков. Парад стал предметом дискуссий в США, которые в последующем привели к увеличению финансирования стратегической авиации. В то время ВВС США представили новый реактивный бомбардировщик В-52 и настаивали на его ускоренном производстве, вместе с тем неохотно согласившись с призывами к укреплению противовоздушной обороны. ВВС США в целом критиковали расходы на ПВО после того, как изучили результаты бомбардировок Второй мировой войны и разделяли мысль премьер-министра Великобритании Стэнли Болдуина о бесполезности ПВО: «Бомбардировщик всегда пройдет». Поэтому ВВС предпочли укреплению ПВО наращивание авиационных средств доставки ядерного оружия. Результатом стал выпуск производственной серии, состоящей из более 2000 B-47 и почти 750 B-52. Стоимость одного бомбардировщика В-52 составляла $14,43 млн, В-47 — $1,9 млн.

Операция “Хоровод” позволила СССР замаскировать собственную ставку на ракетные разработки. В то время как США строили бомбардировщики, СССР в октябре 1957 запускает первый искусственный спутник земли с помощью ракеты Р-7. Это становится сюрпризом и серьезным ударом по престижу для США. После выхода «Спутника-1» на орбиту США активизирует разработку межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и запускает модернизированный «чрезвычайный план» по разработке МБР. В декабре 1957 США совершает неудачную попытку запуска спутника Авангард TV3. И только в феврале 1958 команда Вернера фон Брауна смогла осуществить запуск первого американского спутника Земли “Эксплорер-1”.

В 1958 после ряда полетов, совершенных американским самолетом-разведчиком U-2 США убедились в том, что превосходство СССР в бомбардировщиках являлось дезинформацией. Способность советских бомбардировщиков достичь американского континента и вернуться на базу без промежуточных посадок и дозаправок тоже оказалась переоцененной. Дальность полета М-4 составляла примерно 8 000 километров. Интерес советского руководства к М-4 ослабел, всего 93 самолета было произведено до того, как сборочные линии были закрыты в 1963 году.

Операция «Порок»

Еще одна дезинформационная кампания СССР была направлена на дискредитацию одного из кандидатов в президенты США. Кампания по вмешательству в президентские выборы проводилась в 1976 году агентами Первого главного управления КГБ СССР и получила кодовое название “Порок”.

За год до начала выборов КГБ предупреждает Политбюро СССР о том, что у кандидата от демократов, Генри Джексона, уже успевшего зарекомендовать себя как политик с ожесточенной позицией против Советского Союза, есть все шансы на победу.

Генри Джексон — сенатор штата Вашингтон, антикоммунистический демократ. Политик поддерживал увеличение военных расходов и стоял в твердой оппозиции к Советскому Союзу. Был лидером движения против выгодной для СССР политики разрядки. Джексон имел тесные связи с оборонной индустрией Вашингтона, в частности с компанией Boeing. Поддерживал разработку ПВО и войну во Вьетнаме. По подсчетам Питера Дж. Огнибена, журналиста американского политического издания The New Republic, если бы все рекомендации Джексона были соблюдены, бюджет обороны США, который был близок к 100 миллиардам долларов в 1975 году, вместо этого мог составить порядка 150-200 миллиардов.

Генри Джексон

Победа Джексона на праймериз в Массачусетсе и Нью-Йорке дает Политбюро основания думать, что Джексон может стать президентом. Реакцией СССР стала подготовка широкого набора мероприятий по дискредитации Джексона Первым главным управлением КГБ. Упор был сделан на распространении ложной информации о нетрадиционной ориентации политика. КГБ отправляет письма-подделки якобы от ФБР в ведущие газеты США и журналистам с заявлениями о том, что Джексон – гей, просто это скрывает.

Копии были отправлены в Chicago Tribune, The L.A. Times, «Gay Times», штаб-квартиру Topeka Capital и предвыборный штаб Джимми Картера. Затем, в апреле 1976 года, после того, как Джексон заявил по телевидению, что «гомосексуализм ведет к разрушению семьи», КГБ направил указанное заявление и подделанные документы, в которых утверждалось, что Джексон был участником гей-клуба, в журналы Playboy и Penthouse.

По результатам голосования штата Пенсильвания Генри Джексон проигрывает Джимми Картеру с отрывом в 12%. Президентская кампания Джексона терпит провал и он выходит из гонки. Несмотря на проигрыш, КГБ продолжает дискредитировать Джексона с целью предотвратить его возможные попытки участия в выборах снова. Президентом США по результатам выборов 1976 года становится Джимми Картер. Политик в последующем принимает решение, которое позволило СССР догнать США в разработке нейтронной бомбы.

Кампания против нейтронной бомбы

США преуспели в разработке нейтронной бомбы еще в начале 60-х, а уже в 1963 провели первое ее испытание. Первые нейтронные боеприпасы поступили на вооружение США в 1974 году и использовались как элементы противоракетной обороны.

8 апреля 1978 года было объявлено, что президент Картер решил отменить производство и развертывание нейтронных боеприпасов — разновидности ядерного оружия, у которого увеличена доля энергии взрыва, выделяющаяся в виде нейтронного излучения. Нейтронное оружие рассматривалось как “более чистая” бомба для поражения живой силы противника, в первую очередь экипажей советских бронетанковых дивизий, расположенных в Европе. Еще одним важным аспектом применения нейтронного оружия стала противоракетная оборона, где использование противоракет с ядерной боевой частью было единственным на то время способом поразить боеголовку баллистической ракеты.

Решение по сокращению производства нейтронных боеприпасов было принято под влиянием развернутой СССР кампании против американской нейтронной бомбы. Параллельно СССР разрабатывает собственную нейтронную бомбу. В 1978 году советские ученые-атомщики Всесоюзного института экспериментальной физики в Арзамасе-16 получили задание Министерства обороны СССР на разработку опытного нейтронного боеприпаса.

Кампанию против нейтронной бомбы возглавил Всемирный совет мира — подконтрольная СССР международная организация, созданная с целью противостоять Соединенным Штатам в сфере вооружений, навязывая в выгодных для СССР вопросах политику разоружения и демилитаризации. Совет объявил неделю с 6 по 13 августа 1977 года международной «неделей действия». Затем он стал координировать усилия пропагандистского аппарата, включая агит-группы. Последовательность событий была следующей: митинг протеста по вопросам мира в европейских государствах, проведенный Советами; демонстрация перед Генеральным консульством США в Стамбуле, организованная сообществом мира; письмо протеста посольству США в Аккре; демонстрации перед Генеральным консульством США в Штутгарте, Франкфурте и Дюссельдорфе; демонстрации в Лиме и Танзании, а также Перуанский протест перед Организацией Объединенных Наций; создание других крупных международных организаций, таких как «Всемирная федерация профсоюзов».

В 1977 была проведена серия коммунистических плановых конференций в Европе. Целью конференций было инициирование Специальной сессии ООН по разоружению (Special Sessions on Disarmament, SSOD). Сессия состоялась в Нью-Йорке и проходила с 23 мая по 28 июня. В этот же год были организованы три конференции:

-симпозиум, прошедший в Вене (6-8 февраля) на тему «Ядерная энергетика и гонка вооружений», организованный Всемирным советом мира через один из своих подсекторов, «Международный форум по связям с силами по защите мира», в сотрудничестве с МАГАТЭ.
-крупная встреча в Женеве (22 февраля — 2 марта) якобы под руководством «Специального комитета неправительственных организаций по разоружению». Фактически, основным организатором был Всемирный Совет Мира при содействии швейцарского Движения за мир.
— “Международный форум по нейтронной бомбе” (18-20 марта) в Амстердаме, повлекший за собой демонстрацию 19 марта, участниками которой стали около 40 000 человек.

Спровоцированная СССР общественная активность по всей Европе широко освещалась западными СМИ. Йозеф Лунс, Генеральный секретарь НАТО того времени, указал, что комментарии прессы вышеупомянутых событий состоят из “полуправды, неправды и невежества».

Начальник международного отдела Венгерской коммунистической партии Янош Берц считал, что «политическая кампания против нейтронной бомбы была одной из самых значительных и успешных с момента II Мировой».

7 апреля 1978 Картер официально заявил об отмене производства нейтронной бомбы, а уже 17 ноября Советский Союз сообщил об успешном испытании собственной нейтронной бомбы. В США разработка нейтронной бомбы возобновилась лишь с приходом нового президента, Рональда Рейгана, в 1981 году.

Кампания против Стратегической оборонной инициативы Рейгана

Президентский срок Картера заканчивается в 1981. В выборах побеждает консерватор Рональд Рейган, отличавшийся жесткой позицией по отношению к СССР. Рейган пришел в Белый дом с энергичной повесткой: «Лучший способ прекратить Холодную войну — это выиграть ее». Одним из фундаментальных принципов его политики была сильная национальная оборона.

23 марта 1983 года Рейган объявил о запуске Стратегической оборонной инициативы (СОИ), программы широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования для защиты США от ракетного удара.

Рональд Рейган объявляет о запуске Стратегической оборонной инициативы

Значительная часть высшего советского руководства весьма нервно восприняла заявление Рейгана. СОИ ставила под угрозу ядерный потенциал СССР, так как декларируемая система противоракетной обороны могла полностью его обезвредить. По утверждению Рейгана система ПРО сделает ракеты «бессильными и устаревшими». Оказавшись под угрозой нейтрализации ядерного потенциала, советское руководство стало всерьез опасаться удара со стороны США, однако экономические возможности СССР уже не позволяют отвечать симметрично. Третий год шла война в Афганистане, где США устроили “Вьетнамскую войну Советского Союза”, поддерживая вооруженные формирования моджахедов.

СССР разрабатывает стратегию “ассиметричного ответа”, основной целью которой было обеспечить возможность нанести неприемлемый ущерб США при ответном ударе. В рамках «асимметричного ответа» СССР планировал повысить защищенность средств доставки в пунктах базирования а также повысить способность ракет преодолевать эшелонированную систему противоракетной обороны. Была создана система «Мертвая рука», которая обеспечивала запуск советских МБР даже при уничтожении противником высшего руководства страны. Кроме всего вышеперечисленного, разрабатывались различные типы противоракет для уничтожения элементов СОИ в космосе.

Командная ракета 15А11 системы «Мертвая рука»

Еще одним ответом на программу СОИ стал комплекс гибридных мер, развернутый СССР и направленный на дискредитацию программы: дипломатических мер, распространения пропаганды и применения других активных мероприятий.

Советский Союз активно использовал подконтрольные международные организации для реализации таких мероприятий. К ним принадлежали: Всемирный совет мира (ВСМ), Всемирная Федерация профсоюзов (ВФП), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация научных работников (ВФНР), Организация солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА), Христианская конференция в защиту мира (ХКЗМ), Международная ассоциация юристов-демократов (МАЮД), Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ), Международный Союз Студентов (МСС). Организации провели ряд международных встреч, конференций и заседаний, направленных на дискредитацию СОИ как программы, якобы дестабилизирующей военно-политическую ситуацию по всему миру и несущей угрозу глобальной безопасности:

— 37-я сессия Всемирной Федерации профсоюзов, Москва 1985. Принята резолюция по отмене программы СОИ;
— пленарное заседание Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов, филиала ХКЗМ, Москва, апрель 1986. Принята резолюция, призывающая «христиан по всему миру» «особо порицать» развитие программы СОИ.
— собрание в поддержку мира, безопасности и развития в Ханое, май 1986. Спонсоры собрания — ВСМ, МСС и ВФДМ. Участники-представители 13 стран выразили свою поддержку в адрес советских инициатив по контролю вооружений, направленных против СОИ, включая позицию о предотвращении распространения гонки вооружений на космическое пространство.
-заседание Афро-Азиатской партии в Москве, май 1986. США обвинялись в попытках создать новое сверхоружие в рамках СОИ. Заседание Всемирного совета мира в апреле того же года проходило с высказыванием аналогичных обвинений.

Среди дипломатических мер противодействия СОИ, в 1986 году состоялись следующие: встреча Ельцина с президентом бундестага ФРГ Филиппом Йенингером в Боне; встреча Председателя Президиума Верховного Совета СССР Громыко с Оскаром Лафонтеном, премьер-министром Саара ФРГ; переговоры между советскими пропагандистами Георгием Арбатовым и Вадимом Загладиным, и парламентской делегацией Великобритании.

Центральное место в пропагандистской риторике Советского Союза принадлежало утверждению, что СОИ предназначена не только для обеспечения безопасности США, но и для лишения СССР возможности ответного удара. Тем самым Советский Союз ставил США в позицию зачинщика новой гонки вооружений, позиционируя себя как сторонника политики разоружения.

По оценке Станислава Левченко, бывшего майора КГБ, эмигрировавшего в США в 1979, «СОИ является главной мишенью для советской пропаганды», и можно ожидать, что Советы «пойдут на что угодно для того, чтобы уничтожить СОИ». Страх ядерного удара действительно вынудил советское руководство отвечать на программу СОИ как комплексом мероприятий в рамках концепции “асимметричного ответа”, так и серией гибридных мер. Однако остановить программу Советскому Союзу удалось лишь прекратив свое существование.

Выводы

Тактики гибридного влияния СССР во время Холодной войны были большей частью направлены на ослабление позиций военно-промышленного комплекса США и, как следствие, затрудняли продвижение США в гонке вооружений. Экономическое превосходство США не гарантировало победы в гонке, так как гибридные операции позволяли СССР достигать поставленных целей более эффективно и значительно меньшей ценой.

Гибридные операции проводились в контексте публичной демонстрации СССР своего мнимого стремления к разоружению и поддержанию баланса сил. Истинным мотивом политики разоружения СССР была приостановка наращивания ядерного арсенала Соединенными Штатами и достижение паритета с США, имевших преимущество перед Советским Союзом в ядерных вооружениях. Достигая соглашений по ограничению последних, СССР продолжал наращивать свой ядерный арсенал.


СССР эффективно использовал открытость общественной и политической систем США для проведения гибридных операций. Активные мероприятия советских спецслужб оказывали значительное влияние на общественное мнение и в совокупности с другими методами позволяли добиваться серьезных результатов.

Гибридные операции позволили Союзу замаскировать разработку межконтинентальных баллистических ракет и за счет этого одержать первенство в запуске спутника Земли, нивелировав преимущество США в ракетных технологиях; способствовать приходу к власти Картера, чья политика позволила СССР догнать США в разработке нейтронной бомбы и заключить Договор об ограничении стратегических вооружений, сдерживающий наращивание ядерных сил США. Активные мероприятия против программы СОИ оказались неэффективными, так как Советский Союз развалился, не выдержав экономического давления гонки вооружений. Вследствие краха СССР реализация СОИ приостановилась.

Анастасия Захаркевич

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!