Советское оружие в борьбе за влияние на африканском континенте

После Второй мировой войны значительно возросла роль Африки как огромного малоосвоенного ресурсного резервуара. Деколонизация стран континента открыла новый театр Холодной войны, где шла ожесточенная борьба не только за природные ресурсы Африки, но и за вектор развития постколониальных государств.

С 1950-х годов африканский континент стал приоритетом внешней политики Советского Союза. Москва пыталась распространить свое влияние на Африку, установив дипломатические и экономические связи с рядом радикальных движений и самопровозглашенных «африканских социалистов». Задачей Москвы в политической сфере было распространение и строительство социализма в Африке по советской модели, что должно было способствовать достижению конечной цели марксизма-ленинизма – мировой революции. Кроме политических Москва преследовала и военно-стратегические цели, в том числе выход советского ВМФ в Мировой океан и ВВС в глобальное воздушное пространство, а также укрепление глобальной военной позиции коммунистической орбиты.

Особое место в развитии советско-африканских отношений занимало военно-техническое сотрудничество. Известно, что экспорт вооружений и военной техники выступает эффективным инструментом влияния одной страны на другую. Чем крупнее сделка и чем дольше период ее осуществления, тем серьезнее экономическая и военная зависимость импортера оружия от поставщика, и тем сложнее противостоять влиянию страны-экспортера.

Для Советского Союза этот инструмент влияния был наиболее доступным и позволял конкурировать c Западом за распространение влияния. Низкая цена советского оружия и удобные условия оплаты, а часто и безвозмездные поставки, привлекали африканских импортеров оружия. Относительно низкий уровень технической и научной компетентности большинства военнослужащих этих стран позволял СССР не только снабжать их оружием, но и инструктировать местных военнослужащих и техников в его использовании. Зная о преимуществах програм военной помощи, Советский Союз делал все возможное для реализации этих программ таким образом, чтобы создать максимальную долгосрочную зависимость стран-импортеров, обеспечив близкие и длительные отношения.

Плоды военно-технической помощи коммунистам в Анголе

После того, как Ангола в 1975 году получила долгожданную независимость, за власть в стране начали бороться ряд повстанческих организаций, крупнейшими из которых были «Народное движение за освобождение Анголы» (МПЛА), «Национальный фронт освобождения Анголы» (ФНЛА) и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА). Началась гражданская война, во время которой Ангола стала настоящей ареной схватки за геополитические интересы. Советский Союз поддерживал МПЛА – партию марксистской ориентации. Против МПЛА, которых также поддерживала и Куба, выступали УНИТА, ФНЛА и ЮАР, которых, в свою очередь, поддерживали Заир и США.

Первую советскую поддержку МПЛА начало получать уже после своего формирования в начале 1960-х годов. Многие члены МПЛА проходили подготовку по партизанской тактике в СССР и были снабжены советским оружием. Когда разразился вооруженный конфликт между повстанческими группировками в марте 1975 года, МПЛА начало получать более мощную советскую и кубинскую военную помощь. В Луанду отправлялись боевая техника, вооружение, снаряжение, продовольствие и медикаменты. Все это доставлялось самолетами военно-транспортной авиации, а к ангольским берегам прибывали боевые корабли ВМФ СССР.

После вмешательства Южной Африки и усиление военной помощи для коалиции ФЛНА/УНИТА со стороны Соединенных Штатов и Китая, Советский Союз увеличил объемы поставок оружия. Только в 1975 году Советский Союз предоставил МПЛА вооружение и военную технику в общей сложности на 300 млн. долл. по сравнению с 54 млн. долл., предоставленными на протяжении предыдущих четырнадцати лет. Это обеспечило воздушное и наземное превосходство МПЛА, и к началу 1976 года силы УНИТА и ФЛНА были разбиты.

В результате своего вмешательства в конфликт СССР в 70–90-х годах также смог разместить в Анголе военно-морскую базу (пункт материально-технического обеспечения) Атлантической эскадры и три радиолокационные станции освещения обстановки в Южной Атлантике. Для охраны этих объектов здесь были дислоцированы подразделения морской пехоты.

Военная поддержка со стороны Союза и 12 000 кубинских боевых отрядов, дислоцированных в Анголе, оказались решающими элементами в Ангольской гражданской войне и в будущем независимой Анголы. Советский Союз много лет помогал лидеру МПЛА Агостиньо Нето оставаться у власти, пока в советской спецшколе военных связистов готовился его преемник Жозе Эдуард душ Сантуш, который оставался президентом Анголы до 2017 года.

Дилемма СССР: Эфиопия или Сомали

С 1964 года Советский Союз оказывал помощь Сомали, занимаясь поставками оружия и подготовкой местных военных кадров. В Сомали находились советская военно-морская база Бербера, узел связи, станции слежения, хранилище тактических ракет. СССР имел право пользоваться сомалийскими аэродромами и другими военными объектами. Страна считалась традиционным союзником СССР в Африке.

После того, как в Эфиопии закончилось правление императора Селассие, власть в 1974 году захватил Координационный комитет вооруженных сил (позже – Временный военно-административный совет (ВВАС)). Вскоре после этого ВВАС объявил об образовании социалистического государства Эфиопии с конечной целью установления коммунистического порядка. СССР не упустил возможность поощрить такую инициативу естественным для себя образом – подписав в конце 1976 года с делегацией ВВАС секретное соглашение о предоставлении военной помощи.

Перед Советским Союзом вскоре возникла дипломатическая дилемма. Дело в том, что в июле в 1977 году Сомали, чувствуя, что Эфиопия проигрывает в борьбе за Эритрею, и учитывая очевидные беспорядки в Аддис-Абебе, напала на Огаден в попытке воссоединить этнические сомалийские народы. В результате битва с эфиопскими силами привела к тому, что наземные силы Эфиопии были отброшены глубоко внутрь их собственной территории.

Дилемма СССР заключалась в том, чтобы определиться, на чьей стороне из двух воюющих государств быть. Оба государства были социалистическими в своей политической ориентации и оба имели связи с Советским Союзом. Решающими стали трансформации, которые произошли в Эфиопии за относительно короткий период времени. Они оказались более привлекательными для Советского Союза, который надеялся, что на Африканском Роге будет создан действительно революционный режим.

Военная техника, которая начала прибывать в Эфиопию в конце мая 1977 года, включала в себя танки, ракеты, радиолокационное оборудование, стрелковое оружие, снаряжение для экипажа и ракеты. В последующие поставки вошли истребители МиГ-21. По данным аналитиков разведки, в период с ноября 1977 года по июль 1978 года в Эфиопию было продано военного оружия на 1 миллиард долларов. Это считается самой крупной поставкой военной техники и вооружений за такой короткий период времени, что естественным образом привело к поражению сомалийских вооруженных сил.

Долгосрочные отношения между правительством Советского Союза и «революционной» Эфиопией были достигнуты 20 ноября 1978 года с подписанием 20-летнего договора о дружбе и сотрудничестве. В 1979 г. СССР продолжал оказывать значительную военную помощь и поддержку эфиопской армии, которая в этот период вела интенсивные боевые действия в Эритрее. В свою очередь СССР получил поддержку Эфиопии на мировой арене, а также ее критику по отношению к США. Кроме того, доступ к объектам, предоставленным советским военным на якорной стоянке острова Дахлак и аэродроме в Асмэре, также можно считать своеобразным погашением задолжности Эфиопии перед Союзом.

Советское военное присутствие в Египте

Египетско-советские военные отношения достигли своего апогея в начале 1970-х годов. В то время Египет был основной страной Третьего мира по импорту оружия из СССР.

Но военно-техническое сотрудничество Египта и Советского Союза началось еще в 50-х годах, во время Суэцкого кризиса – египетско-израильского конфликта. В то время, как Великобритания отказала Египту в поставках оружия для разрешении кризиса, СССР расценил это как возможность влияния в этом регионе, и в Египет начали поступать танки, артиллерийские системы и другая военная техника.

В 1967 году в ходе Шестидневной войны Советский Союз направил к берегам Египта оперативную эскадру ВМФ из состава Черноморского флота. Вскоре к ней присоединилась группа кораблей и подводных лодок из состава Северного флота. Эскадра увеличилась до 40 боевых единиц, в том числе пришло 10 подводных лодок. Со стороны Израиля им противостояли корабли 6-го флота США, которые в случае обострения обстановки могли быть усилены войсками Великобритании.

Поддерживая Египет, который явно терпел поражение, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и по прямой линии связи с Вашингтоном довел до мировой общественности, что если Израиль не прекратит боевые действия, то Советский Союз не остановится перед принятием мер военного характера. В тот же день израильские войска огонь прекратили. После Шестидневной войны Союз начал активно заменять утерянное оборудование Египта и Сирии и отправил огромное количество оружия в Судан, Ирак и Йемен.

В ходе Войны на истощение, которая последовала за Шестидневной войной, кроме военной техники, Советский Союз отправил в Египет 13 000 военных советников, число которых выросло до 20 000 в 1970 году, что позволило СССР полновластно распоряжаться египетскими портами и аэродромами. Интересно, что на заседании Политбюро ЦК КПСС решили, что ввод советских войск должен проходить «без огласки».

После смерти тогдашнего президента Египта Гамаля Абделя Насера в сентябре 1970 года новый президент Мухаммед Анвар Садат стремился улучшить отношения с Западной Европой и Соединенными Штатами. Когда Советский Союз пытался повлиять на борьбу за египетскую власть в пользу левого вице-президента Али Сабри, Садат уволил и арестовал Сабри, очистив египетское правительство от левых чиновников в так называемой Майской исправительной революции 1971 года. Чтобы не допустить полного разрыва в отношениях, СССР потребовал и получил советско-египетский Договор о дружбе. Договор ограничил советскую роль в Египте оказанием военной помощи и обучения, а Египет согласился не вступать в какой-либо антисоветский союз.

После четвертой арабо-израильская войны, как ее еще называют, Октябрськой войны, 1973 года Москва все-таки получила положительный за долгое время результат – открытие Суэцкого канала, – но влияние в этом регионе, очевидно, было утеряно. Вашингтон восстановил связи с Египтом и исключил Москву из какой-либо существенной роли в египетско-израильском мирном процессе. Единственным утешением для Москвы стало укрепление связей с Сирией и установление отношений с Ливией, которая с 1974 по 1985 год купила советского оружия на 20 миллиардов долларов.

Военно-техническое сотрудничество как эффективное средство влияния

Советский Союз активно пытался установить в странах Африки военные связи и советское физическое присутствие. В ту эпоху СССР рассматривал страны «третьего мира» как потенциальных союзников в борьбе против Запада, и лишь немногие страны в регионе не поощряли продвигаемые им идеи.

Более того, Советский Союз эффективно использовал военные конфликты в этих странах как рычаг для политического влияния. Африканские государства, получая советское оружие, были обязаны соответствовать ожиданиям своих советских покровителей, чтобы обеспечить непрерывный поток вооружений и военной техники для своей безопасности и защиты от врагов.

Ангола в геополитическом плане предоставила СССР более широкий доступ к южноафриканскому региону в период большой нестабильности и изменений там. Это усилило политическое и военное присутствие СССР в непосредственной близости от ЮАР, самого богатого и самого развитого государства на юге континента.

Эфиопия стала одной из главных «крепостей социализма» в Африке наряду с Анголой и Мозамбиком. Оказывая военную помощь, СССР получил поддержку Эфиопии на мировой арене. Кроме того, Союз имел доступ к военно-морским и воздушным объектам, включая якорную стоянку острова Дахлак и аэродром в Асмэре.

Египет в свое время превратился в главный советский военно-морской плацдарм в Средиземном море. С конца 1960-х годов Советский Союз обладал независимыми военно-морскими и воздушными объектами в Египте, обеспечивая свою эскадрилью в Средиземном море, пополнение и техническое обслуживание своих судов и баз для проведения морских патрульных миссий по отношению к 6-му флоту США.

Как видим, во времена Советского Союза очень многие развивающиеся страны получали помощь от Москвы, и эти долги перешли к России как к стране правопреемнице СССР. Хотя после распада Советского Союза Россия потеряла свое влияние на африканском континенте, сейчас она всеми силами, в том числе благодаря памяти о советской помощи во многих странах континента, пытается себе его вернуть.

Анжелика Зенова

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!