Дело пахнет керосином. Заправщика НАТО обвинили в связях с Россией

Участники антикоррупционного проекта «Муниципальный сканер» считают фактическими совладельцами литовского холдинга Avia Solutions Group главу Минпрома РФ Дениса Мантурова и руководителя российского оборонного холдинга «Ростех» Сергея Чемезова.

Истребитель F-15 ВВС Литвы

Avia Solutions Group в настоящее время управляет бизнесмен Гедеминас Жемялис. Холдинг был создан в 2005 году на базе приватизированного национального авиаперевозчика Литвы, «Литовских авиалиний». Авиакомпания при частном владельце в 2009 году объявила о банкротстве в 2009-м. Другие приватизированные Жемялисом в рамках этой сделки компании успешно развиваются до сих пор: в первую очередь, это закрытое акционерное общество Baltic Ground Services (BGS), занимающееся обслуживанием самолетов и пассажиров в аэропортах Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. У BGS также есть контракт на заправку авиакеросином самолетов литовской армии в аэропорту Вильнюса (истекает в апреле 2019 года), а другая дочерняя компания холдинга Avia Solutions Group, FL Technics, в 2016 году подписала с литовскими военными соглашение о ремонте 60-миллиметровых минометов М-60 на сумму более 200 тыс. евро (расторгнут по соглашению сторон год спустя).

Еще одна структура ASG, компания Helisota, в 2016 году выиграла конкурс на обслуживание вертолетов Ми-8Т военно-воздушных сил Литвы — но и здесь холдинг ждала неудача: из-за того, что одним из поставщиков услуг оказался Уральский завод гражданской авиации, контракт был расторгнут, а командующий ВВС Литвы Аудронис Навицкас был уволен со своего поста.

Как отмечают расследователи, в 2013 году, незадолго до событий в Крыму и Донбассе Жемялис решил поучаствовать в проекте создания нового московского аэропорта «Жуковский» (бывший «Раменское»). 30 декабря он и генеральный директор «Ростеха» Дмитрий Шугаев подписали соглашение о сотрудничестве в управлении и развитии четвертого аэропорта московского авиаузла. Avia Solutions Group внесла в уставной капитал созданного для этого совместного предприятия 22 млн евро, а «Ростех» — недвижимость и землю аэродрома «Раменское» (сейчас 25% и одна акция управляющей «Жуковским» компании Ramport Aero принадлежат «Ростеху», остальные — ASG).

Вскоре после этой сделки Департамент государственной безопасности Литвы (ДГБ), основная спецслужба страны, назвал ASG «ненадежной компанией», сотрудничество с которой «не отвечает интересам национальной безопасности».

Заключение ДГБ было выпущено по запросу комиссии, которая обсуждала планы расширения деятельности FL Technics на территории аэропорта Вильнюса. В июле ДГБ, как пишет Delfi, лишил компанию Baltic Ground Services «удостоверения надежного поставщика», которое позволяло ей участвовать в засекреченных сделках, а министерство экономики Литвы исключило из списка потенциальных участников конкурсов НАТО компанию FL Technics. В августе 2017 года Helisota пыталась обжаловать отказ Государственной пограничной службы Литвы обслуживать у нее свои вертолеты, но потерпела неудачу.

Гедеминас Жемялис не считает чем-то предосудительным сотрудничество с «Ростехом» и Сергеем Чемезовым — бывшим агентом КГБ в Германии и соседом Владимира Путина в Дрездене, отмечает Радио Свобода. По словам Жемялиса, «в бизнесе надо уметь быть вне политики». Но речь, как утверждает «Муниципальный сканер», идет не просто о сотрудничестве: в 2014 году Avia Silutions Group выпустила 1,7 млн дополнительных акций, которые через офшорные компании из Кипра и Люксембурга достались бывшему заместителю министра торговли СССР Сергею Алешину, отцу Бориса Алешина, который вместе с Чемезовым является членом совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Председателем совета директоров ОАК является министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, который, как утверждает «Муниципальный сканер», также тесно связан с Жемялисом и Чемезовым.

В мае 2015 года управляющая аэропортом «Жуковский» компания Ramport Aero подписала с принадлежащим «Ростеху» и находящимся под санкциями Новикомбанком соглашение о кредитовании для расширения аэропорта. Из «Жуковского» выполняются рейсы в Крым, который Россия назвала своей частью. Всего, как говорится в расследовании, литовская Avia Solutions Group, сотрудники которой, с большой долей вероятности, имеют прямой доступ к самолетам НАТО в аэропортах Литвы, передала людям, связанным с Чемезовым и Мантуровым, 10% своих акций как минимум.

Сам холдинг заявил, что за границей у него есть «лишь коммерческие интересы». Там отметили, что фирмы, через которые ASG якобы связана с высокопоставленными российскими чиновниками, «не имеют ничего общего с Avia Solutions Group», а участие российских политиков в деятельности компании в нынешней «политической ситуации» невозможно «даже теоретически».