Банк, оказавшийся в центре расследования властей США, проецирует российскую «мягкую силу»

«Несмотря на его присутствие на Уолл-стрит, детально описанное в финансовых документах, о которых ранее не сообщалось, «Внешэкономбанк» (ВЭБ) не является нормальным банком», — утверждают журналисты The New York Times Бен Протесс, Эндрю Э.Крамер и Майк Макинтайр. «Он целиком принадлежит российскому государству. Он «переплетен» с российской разведкой. А премьер-министр России, согласно законодательству, является председателем его наблюдательного совета», — продолжают авторы.

«Теперь ВЭБ оказался в центре международной «огненной бури», которая опасна для президентства Трампа, так как в период перехода президентской власти в США глава банка — видный выпускник российской «школы разведчиков» — встречался с Джаредом Кушнером, зятем президента Трампа. Эта встреча оказалась в фокусе расследования федеральной контрразведки, которая изучает возможный сговор между избирательным штабом Трампа и российским правительством», — пишет газета.

Издание напоминает, что три года назад администрация Обамы наложила на ВЭБ санкции. «Они фактически препятствуют ему в большинстве случаев браться за новую деловую деятельность в США. Однако, судя по интервью с американскими банкирами и отставными чиновниками, с тех пор ВЭБ потихоньку продолжает появляться на Уолл-стрит на случай отмены санкций», — говорится в статье.

По мнению авторов статьи, с победой Трампа показалось, что момент отмены санкций близится. «И тогда глава банка Сергей Горьков в декабре поехал в Нью-Йорк на «роуд-шоу» для продвижения банка, как он сам это назвал; оно делало ставку преимущественно на перспективы улучшения российско-американских дипломатических и деловых отношений», — пишут авторы.

«Как выяснила The New York Times, во время этой поездки Горьков встретился с банкирами в JPMorgan Chase, Citigroup и в еще одном, неназванном американском финансовом учреждении. Банкиры из Goldman Sachs тоже пытались организовать встречу, но в итоге вышли противоречия с графиком», — пишут авторы, отмечая, что такие встречи не подпадают под санкции.

Издание отмечает: JPMorgan Chase и Citigroup занимаются клирингом финансовых транзакций ВЭБа — деятельностью, которую не затронули санкции. Раньше «Goldman и другие помогали российскому банку с эмиссией бондов. Эта деятельность заблокирована санкциями, а ВЭБ жаждал ее возобновить», — пишут авторы.

По мнению издания, продолжение заимствований на Западе — срочная приоритетная задача Москвы. «По словам банковских аналитиков, за последние три года Минфин России потратил на поддержку этого банка около 10 млрд долларов», — говорится в статье.

«Во время той же поездки Горьков встретился с Кушнером. Эта встреча, о характере которой все еще спорят, последовала за разговором Кушнера с российским послом Сергеем И.Кисляком об открытии канала связи с российскими официальными лицами во время передачи президентской власти, как утверждают действующие и бывшие американские официальные лица», — передает издание.

Джарет Кушнер, Сергей Горьков

Газета пишет: «ФБР и расследователи Конгресса сейчас изучают версию о том, что Кушнер встретился с Горьковым, возможно, для того, чтобы поспособствовать установлению прямой линии связи с российским президентом Путиным или по другим причинам, о которых Белый дом не упомянул».

По мнению издания, заявления Белого дома и ВЭБа противоречат друг другу.

«Белый дом заявил, что о встрече попросил Кисляк и что «Кушнер действовал в качестве чиновника переходной команды». Но ВЭБ заявил, что Горьков встретился с Кушнером, который в тот момент все еще руководил семейной компанией в сфере недвижимости, чтобы поговорить о бизнесе. В заявлении говорилось, что руководство ВЭБа встретилось «с рядом представителей крупнейших банков и деловых кругов США»; это утверждение подкрепляется тем, что писала The New York Times о встречах Горькова с банками (так в оригинале. — Прим. ред.) в Нью-Йорке», — пишет издание.

«Свертывание санкций было существенной частью стратегии Горькова при визите в Нью-Йорк и играло центральную роль для оздоровления его банка, — продолжают журналисты. — В следующем месяце, на первой неделе президентства Трампа, сотрудники администрации США дали понять, что раздумывают об отмене санкций, порожденных конфликтом в Украине».

Газета нашла и другие общие звенья между ВЭБом и избирательным штабом или приближенными Трампа.

«Сотрудник банка, который в прошлом году признал себя виновным в шпионаже на Россию из нью-йоркского офиса ВЭБа, участвовал в неудачной российской схеме по вербовке в шпионы Картера Пейджа — американского бизнесмена, который позднее стал советником штаба Трампа. Согласно ранее неопубликованным документам, «слитым» в составе колоссального свода материалов, названных «Панамскими документами», ВЭБ также приобрел акции украинского сталелитейного комбината, когда они были проданы деловым партнером Трампа, построившим в Торонто отель под маркой Трампа», — утверждает издание.

Эти взаимоотношения вызывают опасения, что ВЭБ распространяет российское влияние. «ВЭБ и Путин неразрывно связаны», — утверждает издание.

«Это не банк, — сказал аналитик Карен Вартапетов (Standard&Poor’s. — Мы должны обращаться с этим банком скорее как с правительственным агентством. Он используется правительством как инструмент для инвестиций в проекты, которые важны в политическом и социальном смысле, но не всегда жизнеспособны в финансовом отношении».

В 2010 году бизнесмен Алекс Шнайдер, который строил «отель Трампа» в Торонто, намеревался продать сталелитейный завод в Украине. «Его компания Midland Resources Holding Ltd., владевшая заводом «Запорожсталь», продала как минимум половину своей доли пяти офшорным компаниям, которые получили финансирование от ВЭБа», — утверждает издание, ссылаясь на документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, которые раздобыл Международный консорциум журналистов-расследователей.

«Документы демонстрируют, что спустя один год после приобретения доли в «Запорожстали» пять компаний (базирующихся на Кипре и Британских Виргинских островах) перевели ее под российский контроль. В каждом случае акции компаний были «заложены в пользу» ВЭБа, что значит, что банк фактически получил их в собственность взамен на финансирование покупки сталелитейного завода», — утверждает издание.

Газета отдельно описывает «длительные связи» ВЭБа с Вашингтоном и Уолл-стрит.

Экс-сотрудник министерства финансов США Закари К.Голдман заметил: «То, что ограниченные взаимодействия с ВЭБом разрешены законом, не означает, что они не сопряжены с репутационными и другими рисками. В случае с этим конкретным учреждением меня бы обеспокоило то, что, по некоторым сообщениям, оно связано с российскими спецслужбами».

Газета отмечает: 48-летний Горьков в 1994 году закончил Академию ФСБ. Как и многие сотрудники спецслужб его поколения, он пришел в банковское дело и нефтяной бизнес.

«В биографии Горькова на сайте ВЭБа ничто не намекает на то, что он когда-либо служил в ФСБ. Банк не ответил на вопросы, работал ли он на это ведомство», — сообщают журналисты.

«Но известно, что банк имел в штате сотрудников спецслужб», — утверждает газета, напоминая об истории с предъявлением обвинений Евгению Бурякову, сотруднику нью-йоркского офиса ВЭБа, которого в США обвинили в работе на СВР. Заодно были предъявлены обвинения еще двум россиянам, которым инкриминировалась попытка завербовать Пейджа.

Позднее «Буряков признал себя виновным, а ВЭБ оплатил его расходы на юристов», говорится в статье.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!