Уроки истории: деятельность КГБ в Чехословакии. Почему Россия не меняет методы?

На протяжении столетий территории Чехии и Богемии находились под властью других стран. Когда после Первой мировой войны чехам удалось получить независимость в связи с развалом Австро-Венгрии, в это не верили даже сами чехи.


Но счастье не длилось долго. После Второй мировой войны, во времена которой Чехословакия была оккупирована Германией, страна попала в советскую сферу влияния и к власти приходит коммунистическая партия. Когда главным секретарем ЦК КПЧ становится Александр Дубчек, в Чехословакии начинают проводить политику децентрализации и либерализации («социализм с человеческим лицом»). Граждане с радостью встретили такие новации, что сразу сказалось на активизации общественной и культурной жизни, а эти события были названы «Пражской весной». Естественно, это не могло понравиться советским властям, ведь ослабление партийного контроля могло привести к началу разрушения СРСР. С Дубчеком неоднократно велись переговоры, но политик упрямо продолжал гнуть свою линию.

Поэтому КГБ начал активно действовать – расширять свое представительство на территории ЧССР, налаживать контакты с руководителями чешских спецслужб, большинство из которых занимало просоветскую позицию. Здесь особых проблем не было. Советские чекисты были на правах «старшего брата», имели доступ к широкому массиву информации и поучали, что и как нужно делать. Они следили за каждым шагом чехословацких лидеров, прослушивали их разговоры, вербовали агентуру из их окружения. Пожалуй, впервые с начала «холодной войны» в Чехословакию прибыли советские разведчики-нелегалы под видом иностранных туристов или бизнесменов. Они собирали информацию о настроениях в обществе, пытались устанавливать контакты с антисоциалистическими элементами и даже привлекались к распространению листовок против новой власти.

В рамках операции «Прогресс» в Чехословакию было выслано 15 агентов КГБ, которые должны были «обработать» целый ряд представителей пражской общественно-политической жизни и некоторые учреждения. Мишенью агентов стали, к примеру, писатели Милан Кундера и Павел Когоут, директор Чехословацкого телевидения Иржи Пеликан, а также философский факультет Карлова Университета и редакции нескольких газет.

Советские спецслужбы сообщали о подпольных радиостанциях, предоставленных странами Запада, хотя сами знали, что эти радиостанции официально предусматривались на случай возможной войны. Они также были причастны и к закладке тайников с оружием, которые потом демонстрировались как свидетельство подготовки вооруженного мятежа оппозиционных сил, чтобы потенциально оправдать свое вмешательство в дела ЧССР.

Так, подчиненные Председателя КГБ Юрия Андропова сообщали о выявленных складах с якобы тайно доставленным из ФРГ оружием. На самом же деле это оружие принадлежало народной милиции Чехословакии. Сообщали о подпольных радиостанциях, предоставленных странами Запада. При этом сами чекисты хорошо знали, что эти радиостанции официально предусматривались на случай возможной войны.
Все делалось для того, чтобы продемонстрировать мировому сообществу: события в ЧССР происходят по сценарию западных спецслужб, и армии НАТО уже готовы войти на территорию страны.

Кроме того, с мая по август 1968 года странами Организации Варшавского Договора было проведено ряд командно-штабных и военных учений с целью подготовиться к вторжению. В целом, под их видом на территорию Чехословакии ввели 27 тысяч солдат и офицеров. А по окончании учений их и не спешили выводить — тоесть, это была своеобразная репетиция перед масштабным вторжением.

Одновременно проходила разработка операции под условным названием «Дунай». Уже в 1968 году в Чехословакию были введены войска организации Варшавского договора и Советской Армии, и ЧССР теряет политическую независимость снова. Чехам не оставалось ничего, кроме как оказывать пассивное сопротивление в виде демонстраций, или митингов, которые быстро разгонялись властями.

После реализации этих планов на место несговорчивого Александра Дубчека Москва назначила послушного Густава Гусака. Он сразу приступил к массовой чистке, в первую очередь, среди интеллигенции и студентов. Со свободомыслием было практически покончено. Из компартии исключили полмиллиона человек, которых вместе с членами их семей, по сути, на два десятка лет вычеркнули из активной жизни страны. Разуверившись в новой политике, граждане, в основном высококвалифицированные специалисты, эмигрировали на Запад. В стране воцарилась атмосфера разочарования.

Чтобы хоть как-то реабилитировать себя в глазах чехов и словаков, а также в глазах собственных солдат, которые не понимали, почему население ЧССР так негативно отнеслось к «помощи старшего брата», по всем каналам радио и телевизионного вещания, информагентств и прессы в один голос звучали четко прописанные в кремлевских кабинетах тезисы о «братской помощи чехословацкому народу в деле защиты завоеваний социализма». Но если это действовало на восприятие событий другими странами, чехов и словаков было трудно полностью усмирить: то и дело проводились тайные собрания, чешские журналисты «выезжали» за счет самиздата – сил для сопротивления с СССР у ЧССР не было, поэтому «бунт» проходил в подполье.

Общество угнетала новая власть после того, как А. Дубчек открыл перед ними совсем другие перспективы. Проводились репрессии, в результате которых страдала интеллигенция, в частности участники диссидентского движения 1970-80-х, члены Хартии-77.

КГБ СССР очень активно продвигали свою политику в ЧССР. Было сделано все возможное, чтобы сохранить целостность СССР и КПСС, но очевидно, даже этого было недостаточно, чтобы удержать власть на более длительный период.

Свою независимость Чехословакия получила после Бархатной революции в 1989 году. После разгона студенческой демонстрации, в ходе которой пострадало больше 500 человек, чехи консолидировались и добились отставки Густава Гусака, а также сформировали новое правительство во главе с Вацлавом Гавлом и реформировали парламент.

После этих событий Чехословакия практически вырвалась из-под влияния Советского союза, а после развала СССР и обретенной полной независимости, в 1993 году разделилась на два отдельных государства – Чехию и Словакию.

Учитывая нынешнюю ситуацию в Украине, можем четко провести аналогию работы российских спецслужб на постсоветском пространстве, да и на мировой арене в принципе. Ведение «холодной войны» и навязывание политики «старшего брата», дезинформация населения, «натянутые за уши» факты — все это давно пройденный этап, но, очевидно, действенный. Внешняя политика России мало поменялась за эти годы по своей сути — эти же (как и в отношении сегодняшней России к Украине) методы политического и дипломатического давления; формы дестабилизирующей деятельности специальных служб России; подходы и проекты информационно-пропагандистской работы; целенаправленные провокации и диверсии с одной и той же целью — не допустить демократического развития стран, удержать в своем тоталитарном лагере.
Мораль заключается в том, что все ответы на вопросы по противодействии России как агрессора можна искать в истории. Ведь готов — значит вооружен.

Яна Конык

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!