Почему Россия боится польско-украинского союза или операция НКГБ «Сейм»

Ни для кого не секрет, что Украина смотрит на успехи Польши в реформировании страны и пытается перенять опыт. Но некий общий сосед раз за разом намеревается помешать союзу дружественных стран.

Что прошла Польша на пути освобождения от захватчиков и какие уроки следует усвоить Украине попробуем выяснить не у всезнающих экспертов, а на примере одной из операций чекистских спецслужб.

Для погружения в историю начнём издалека. Ночью 1 сентября 1939 года Германия ступила на территорию Польши с Запада. Через 16 дней СССР начал наступление на Польшу с восточной границы. Во избежание капитуляции власть Республики Польша была вынуждена переместиться за пределы государства.

Так начался в истории Польши этап эмиграционного правительства «в изгнании», которое после некоторых рокировок базировалось в Лондоне. Целью этого шага было не сохранение собственной шкуры, как вы могли подумать, а необходимость извне организовывать и координировать деятельность подполья.

С помощью Делегатуры правительства на местах была создана Армия Краевая (АК), в задачи которой входила борьба за освобождение Республики от нацистского и коммунистического нашествия. Т.к. с началом советско-германского противостояния, определяя главным врагом Германию, правительство «в изгнании» подписывает с Советами договор «Сикорского-Майского» о, так сказать, «дружбе против Германии». Но не следует забывать, что поляки здраво оценивали риски несанкционированного вторжения СССР на территорию Польши. Потому действуя в интересах независимости издают 1 октября 1943 года инструкцию для Армии Краевой с необходимыми мерами обороны в случае арестов польского подполья и репрессий против гражданских лиц.

И вот после краткого экскурса в предысторию мы подходим к кульминации. В этом же 1943 году советская разведка уже знала, что польское подполье работает по линии выдворения не только немцев, но и вездесущего коммунистического засилья.

Спецслужбы владели сведениями о сборе информации поляками о руководящих коммунистах и возобновлении деятельности Польской организации военной (ПОВ), созданной во время Первой мировой для борьбы с Царской Россией. Также по информации Советов ПОВ укрепляла свои позиции не только в Польше, но и на Западе Беларуси, Украины и в Литве. И, что для нас крайне важно, ПОВ и АК работали в альянсе с небезызвестной ОУН УПА. Это весьма насторожило советскую власть, т.к. этот союз, его диверсионная деятельность и готовящееся восстание против Красной армии могли значительно испортить планы Кремля по установлению коммунистического строя в «освобожденной» от нацистов Польше.

Из этих страхов родилась исторически важная, но мало известная в обществе операция НКГБ СССР с кодовым названием «Сейм», которая в свою очередь была ориентирована и против украинского подполья.

А теперь от общего к фактам. Операция была направлена на бескомпромиссное подавление сопротивляющихся коммунизму в лице польского и украинского подполья. Первой официальной бумагой, в которой фигурирует название «Сейм», по праву можно считать циркуляр подписанный наркомом госбезопасности СССР Богданом Кобуловым 10 февраля 1994 года. По находящейся в нем информации ясно, что руководству спецслужб Украинской, Белорусской и Литовской ССР было приказано жестко подавлять любые антисоветские акции, вести учёт всех подпольщиков и связанных с ними людей: родных, знакомых, духовенства, и, особенно, лиц прямо связанных с правительством «в изгнании». Перевербовка и тайные аресты — одна из важнейших поставленных задач.

В свою очередь этот документ является доказательством, что операцией руководит непосредственно Москва. Свидетельствуют об этом и частые упоминания в рассекреченных документах директив от НКГБ, которые требуют отчетов и посылают указания на места в республики. К примеру в документе от заместителя наркома госбезопасности УССР Павла Дроздецкого начальнику УНКГБ одной из областей в декабре 1944 следует, что в соответствии с директивой НКГБ СССР необходимо изучить подготовку Армией Краевой биодиверсий и террора, в частности, с использованием ядов. А подобных записей имеется достаточно, чтобы откинуть сомнения в причастности Кремля.

Население западных областей УССР активно обсуждало проводимые аресты участников антисоветского движения. А в процессе ликвидации чекистами организаций украинского и польского подполья Советы получили информацию, что ОУН и АК ведут переговоры об обоюдной посильной помощи в бытовых вопросах и объединении в борьбе против СССР, называя его, как и Германию на то время, исконным врагом, а Польшу и Украину — государствами с неразрывной судьбой.

Нарком госбезопасности УССР Сергей Савченко в докладной «наверх» указывает, что переговоры АК и ОУН происходили и до 1945 года, но преимущественно, когда политическая ситуация складывалась не в пользу указанных выше организаций.

Архивные источники подтверждают, что самой болезненной темой для Москвы были убийства подпольщиками солдат Красной армии и они требовали отчета по каждому случаю.

После подписания 9 сентября 1944 года соглашения о польско-украинских переселениях, задачей подполья было противодействие. И в циркуляре еще одного нерядового чекиста Тимофея Строкача от 12 сентября 1945 сообщается о саботировании поляками процесса переселения. Для отказа гражданских от выезда они, в частности, использовали дезинформацию о том, что при помощи США и Англии Польша вернёт себе Западную часть Украины, что, между прочим, и взяли себе на вооружение наследники советских спецслужб в нынешней России и используют для нагнетания вымышленных территориальных споров между союзными государствами.

Из докладной подполковника МГБ Павла Медведева можно узнать об «успехах» работы агентуры: с 1944 по 1946 год было арестовано около 4000 лиц и ликвидировано 168 организаций антисоветской направленности, а о числе убитых и замученных пытками, можно только догадываться.

Также есть сведения, что в ходе переселения поляков из Украины большая часть советской агентуры выехала в Польшу, а оставшиеся агенты использовались для обнаружения и ликвидации очагов польского подполья. В своих депешах они не забыли указать и то, что «осуществляются мероприятия по пополнению агентурного аппарата новой агентурой», образуя такой себе замкнутый цикл.

Результаты их работы, хоть и заржавелой от коррупции, мы то и дело наблюдаем сегодня. Чтобы не стать очередной ССР, как, например, Латвия после «свободного волеизъявления народа», поляки боролись всеми доступными на тот момент методами, как впрочем и сейчас государства борются против «собирателей земель русских». От этой самой агентуры Польша избавляется до сих пор. А мы в Украине уже начали или нам это только предстоит?

Галина Попцова

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!