На протяжении всей своей неортодоксальной президентской кампании, Дональд Трамп неоднократно критиковал европейских союзников Вашингтона за неспособность адекватно вносить свой вклад в НАТО, пишет Foreign Affairs.
В качестве члена-основателя НАТО, Норвегия не входит в число тех свободных гонщиков, с которыми столкнулся Трамп. Норвегия, безусловно, выиграла от гарантий безопасности США и в результате превратилась из бедной страны в конце Второй мировой войны в одну из самых богатых в мире. Но за последние несколько десятилетий Норвегия уделила приоритетное внимание своим стратегическим отношениям с Вашингтоном и теперь выступает для него в качестве одного из самых надежных союзников.
Во-первых, Норвегия сыграла ведущую роль в НАТО, обеспечив стабильность и предсказуемость в Северной Атлантике, обширном регионе, который также служит в качестве шлюза для российских атомных подводных лодок и военных кораблей, способных достичь Соединенного Королевства и континентальной Европы. Во-вторых, когда речь заходит о долевом участии в коалиционных расходах, Осло одновременно зарекомендовал себя в качестве лидера НАТО. К тому же, Норвегия оплачивает 50 процентов всех расходов, связанных с танками США, бронетанковой техникой и другим оборонным оборудованием, хранящимся в Норвегии в рамках соглашения о предварительной договоренности с морскими пехотинцами — соглашения Норвегии, которое было достигнуто в 2005 году.
Как и Трамп, министр обороны Норвегии Ине Эриксен Сорейде неоднократно призывал к усилению распределения зон ответственности в Европе, чтобы помочь Вашингтону выполнить свое обязательство сохранить глобальный мир и стабильность. В то же время Норвегия успешно поддерживала на протяжении всей «холодной войны» прагматические отношения со своим могучим российским соседом, с которым она разделяет 122-мильную границу. А в 2010 году она даже достигла соглашения о демаркации с Россией, которое стремится укрепить добрососедские отношения и повысить предсказуемость и стабильность в этом районе.
Норвегия не связывает свои отношения с Вашингтоном как должное, что объясняет ее активную роль в миссии поддержки НАТО в Афганистане и возглавляемой США коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ). В 2014 году Осло продемонстрировало солидарность с Соединенными Штатами, отправив один из своих пяти фрегатов Aegis, HNoMS Fridtjof Nansen, для участия в учениях RIMPAC — крупнейших в мире многонациональных морских учениях, которые состоялись в районе Гавайских островов и у побережья Южной Калифорнии. В то время решение заключалось в том, чтобы продемонстрировать поддержку президенту Бараку Обаме в Азии, поскольку судоходная отрасль Норвегии также извлекает выгоду из сохранения свободы судоходства и стабильности на большей части Тихоокеанского региона.
Норвегия может помочь обеспечить Вашингтону столь необходимое военно-морское сдерживание против России и быть образцом правильного распределения зон ответсвенности.
В целях усиления своего сдерживания против России Осло в настоящее время совершенствует все вооруженные силы Норвегии. Часть этих усилий включает в себя модернизацию всего подводного флота и ввод его в эксплуатацию к 2025-2030 гг. Она также планирует приобрести пять самолетов P-8 Poseidon для морского наблюдения, предназначенных для борьбы с подводными лодками.
Что же касается Москвы, то она недавно продемонстрировала обновленный класс атомных подводных лодок, которые очень сложны и все труднее обнаружить. И ее Северный флот, который является крупнейшим, действует в российских территориальных водах на Кольском полуострове и вокруг него, недалеко от границы с Норвегией. По оценкам, новая ударная подводная лодка Москвы представляет собой наиболее опасную угрозу для НАТО, поскольку она может перемещаться на большие расстояния — и с большой скоростью — с небольшим риском быть обнаруженным. Например, в ходе конфликта комбинация трех российских АПЛ, блокирующих так называемый Фареро-Исландский рубеж (Гренландия, Исландия и Соединенное Королевство), не только поставит Норвегию в тыл врага, но и потенциально помешает НАТО прийти на помощь, и затруднит для ВМС США прийти на помощь Европе.
При таком сценарии Москва могла бы развернуть класс атомных подводных лодок в Атлантику, прежде всего для защиты своего флота, уже работающего в пределах Фареро-Исландского рубежа, и, во-вторых, для того, чтобы потопить любые подкрепления США, направленные на помощь Европе. Такая динамика также объясняет, почему Соединенные Штаты решили в 2016 году возобновить свою военную базу в Кефлавике (Исландия), откуда размещаются самолеты морской разведки P-8 Poseidon в рамках усилий для выслеживания российских подводных лодок.
Усовершенствованные военно-морские возможности Норвегии явно повышают ее актуальность для Вашингтона, так как Осло обладает уникальными возможностями для обеспечения новейших разведывательных данных и повышения ситуационной осведомленности о большом Северном флоте России. В условиях экономической борьбы Россия полагает, что она инвестировала свои сравнительно ограниченные ресурсы в модернизацию своего подводного флота, и поэтому не ожидается, что она сможет значительно увеличить свой флот.
Кроме того, российские инвестиции в подводные лодки могут потенциально снизить превосходство США в военно-морском флоте. Поскольку Северный флот базируется в городе Североморск, относительно близко к норвежской границе, Осло располагает уникальными возможностями для обеспечения Вашингтону необходимой ситуационной осведомленности, необходимой ему для планирования обороны. Пришедшая администрация Трампа могла бы также воспользоваться улучшенными разведывательными возможностями Норвегии для лучшего отслеживания российских подводных лодок. Это может иметь особое значение, помогая информировать принятие решений о том, как восстановить Военно-морской флот США и сохранить его морское превосходство.
Хотя многие европейские страны продолжают бороться с бюджетным дефицитом и решили сократить расходы на оборону, чтобы платить за все более дорогие социальные услуги в период медленного экономического роста, Норвегия пользуется одной из сильнейших экономик Европы. У нее есть ресурсы и политическая воля для укрепления своего военного потенциала. Военные обновления Осло, в том числе участие в программе Joint Strike Fighter F-35, в сочетании с предстоящим приобретением самолетов морского наблюдения и улучшенными возможностями подводных лодок, неизбежно принесут пользу входящей администрации Трампа и помогут ей отслеживать поведение России в Североатлантическом регионе, включая мониторинг своих атомных подводных лодок.
До назначения Йенса Столтенберга в качестве генерального секретаря НАТО он руководил в качестве премьер-министра Норвегии переговорами, которые привели к знаменательному норвежско-российскому демаркационному соглашению. Его опыт, по-видимому, особенно актуален для избранного президента США, который выступал за перестройку армии США во время разрядки напряженности с Москвой. Столтенберг, безусловно, высоко ценится среди политических лидеров Европы и может помочь Трампу с настоятельной потребностью в комплексной реформе НАТО. Сильные личные отношения между Трампом и Столтенбергом не только успокоят союзников по НАТО, особенно прибалтийские государства, но также дадут сигнал России, что Соединенные Штаты намерены проводить разрядку на своих условиях: прагматично и с силой.
Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!
Tweet