WSJ: Как теневой флот танкеров обеспечивает поставки российской нефти

Для перевозки российской и иранской нефти, попавшей под санкции, была создана целая армада старых танкеров, подвергающих опасности моряков и угрожающих экологической катастрофой. В центре этой торговли находится удивительный новый игрок в мировом судоходстве: Габон, страна, более известная своими густыми тропическими лесами и недавним переворотом, чем морскими достижениями. Источник: WSJ

По словам судовых брокеров и владельцев, габонский судовой реестр разросся до более чем 100 танкеров. По оценкам Lloyd’s List Intelligence, более 70 из этих судов имеют неясную форму собственности и являются частью теневого флота танкеров, предназначенных для торговли подсанкционной нефтью.

На других судах красуются флаги Коморских островов, крошечного островного государства на другом конце Африки у побережья Мозамбика, или Камеруна.

Выбирая эти малоизвестные «государства флага», теневой флот обходит систему, которая уже давно помогает сохранить океаны в безопасности, обеспечивая надлежащее страхование и мореходность судов, а также хорошее обращение с моряками.

«Это большая проблема для всех нас. Многие из этих судов находятся за пределами режима инспекции и надзора, который был создан в мире после катастроф танкеров в 80-х и 90-х годах… Это несчастный случай, который только и ждет, чтобы произойти», — говорит партнер юридической фирмы HFW, специализирующейся на судоходстве, Уильям Маклахлан.

По данным Wall Street Journal, с 2022 года в трех авариях с судами под флагом Коморских островов, включая развалившееся на две части судно из России, погибли по меньшей мере 17 членов экипажа.

Старые суда склонны к крупным авариям, а многие танкеры теневого флота не имеют надежной страховки, говорит старший консультант юридической фирмы Norton Rose Fulbright Гарри Теохари.

Система «государств флага» сформировалась после Второй мировой войны, когда международное морское право возложило на эти страны ответственность за соблюдение судами правил безопасности и условий труда, а также надзор за качеством топлива и утилизацией.

Малые государства уже давно предлагают судовладельцам льготы, например, более низкие регистрационные сборы, меньшие налоги и менее строгие проверки. Однако со временем репутация некоторых традиционных «удобных флагов» улучшилась. Два крупнейших из них, Либерия и Маршалловы острова, включены в «белый список», их суда больше не нуждаются в регулярных проверках в европейских портах.

Новые «удобные флаги» представляют собой большую опасность, по мнению руководителей судоходных компаний. Корабли под габонским флагом — состоящим из трех горизонтальных полос зеленого, желтого и синего цветов — так редко заходят в европейские порты, что их даже нет в черном списке, хотя Коморские острова и Камерун в нем есть.

Сдвиг произошел в прошлом году, когда российскому танкерному флоту понадобились новые флаги, чтобы обойти американские санкции.

По оценкам судовладельцев и брокеров, теперь суда под этими новыми флагами или просто под фальшивыми флагами составляют до 15% всех танкеров в море. Со времени начала войны в Украине реестр Габона вырос в 6 раз и стал вторым по величине в Африке, согласно данным судового брокера Clarksons.

По словам греческих морских чиновников, танкеры под флагом Габона участвовали в перевалке российской нефти с судна на судно в международных водах у побережья Каламаты на юге Греции с начала конфликта.

По словам людей, знакомых с ситуацией, среди кораблей, принятых Габоном, около 50 принадлежат российскому «Совкомфлоту», который ранее использовал либерийские флаги.

Напомним, после введения санкций Министерством финансов США, почти каждый российский нефтяной танкер, оказавшийся под ограничениями, стоит без работы и пустует. Это указывает на то, что США способны прервать цепочку поставок нефти из России в случае необходимости.

Ранее сообщалось, что угроза США применить санкции к финансовым фирмам, ведущим бизнес с Россией, охладила турецко-российскую торговлю, нарушив или замедлив некоторые платежи как за импортируемую нефть, так и за турецкий экспорт, сообщают семь источников, знакомых с ситуацией.

# # # #

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!