Маленький альянс большого раздора, — журналист о российско-турецких отношениях

Отношения между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в ​​последние годы оказались такими же неопределенными, как и нынешняя международная система сдержек и противовесов. Несмотря на упадок либеральных ценностей, эти два государства пытаются разделить зоны влияния в Сирии по своему усмотрению. Если есть такая возможность, грех ею не воспользоваться.

Обе заинтересованные стороны имеют в Сирии собственную, как тактическую, так и стратегическую цель от вынужденного и шаткого альянса. В нем сразу же появляются значительные расхождения, на которые пока закрывают глаза в Москве и Анкаре.

Глава Турции стремится отстранить от власти Башара Асада, и, по возможности, сохранить статус-кво сирийской оппозиции на занятых ею территориях. Властитель Кремля, напротив, стремится обезопасить политическое будущее своего единственного союзника на Ближнем Востоке и любой ценой внести раздор в сирийскую оппозицию, используя при этом метод кнута и пряника. В первом варианте – это бомбардировки Восточного Алеппо, второй – переговоры в Астане.

Впрочем, несмотря на выгоды от сотрудничества, Россия и Турция медленно приближаются к точке невозврата. Первым звоночком стало убийство российского посла Андрея Карлова в Анкаре в разгар боев за Алеппо. Тогда стороны сделали все от них возможное во избежание ненужного противостояния. Что же касается последнего инцидента, где российская авиация несколько дней назад нанесла удар по позициям турецких военных вблизи сирийского города Эль-Баб, то заявления Анкары были не такими утешительными, как кто-то ожидал. И неудивительно: погибли трое солдат. По информации Вооруженных Сил Турции, координаты их военных были известны россиянам.

Вскоре Сирийская свободная армия при поддержке турок возьмет Эль-Баб – стратегически важный город на севере Сирии, который контролируется «Исламским государством» – и, как свидетельствуют заявления руководителей Турции, продолжит наступление в глубь охваченной войной страны. Именно там могут начаться столкновения не только с исламистами или с курдскими формированиями, но и со сторонниками официального Дамаска, с которыми у сирийской оппозиции как бы перемирие. Не зря Эрдоган неоднократно заверял, что его армия готова к прямому противостоянию с Асадом.

Вместе с тем на пути Турции стоит Сирийский Курдистан – курдское государственное образование, которое создали год назад. Курды хотя и отказываются от планов по созданию курдского государства, тем не менее рассчитывают утвердить свою власть на севере Сирии. А это в свою очередь не входит в планы Анкары. Имея на юге Малой Азии значительное количество курдского населения, турки опасаются разрастания сепаратизма и переноса полномасштабных боевых действий на свою территорию.

Таким образом курдский вопрос стал одним из факторов, который повлиял на ход организованной турками военной операции «Щит Евфрата». Он хоть и внес определенные разногласия в отношения с международной коалицией, которая поддерживает курдов, но пока не вредит союзниками. Чего нельзя сказать об альянсе Путина и Эрдогана.

Уменьшить градус напряженности между Россией и Турцией на Ближнем Востоке удастся, если вдруг откроется второй «фронт». И таким «фронтом» может стать Нагорный Карабах на Кавказе. О нем вспомнили в прошлом году, когда в течение четырехдневной войны между Арменией и Азербайджаном под контроль последнего перешла стратегическая высота Лала в Джебраильском районе.

Армения, которая при поддержке русских контролирует непризнанную Нагорно-Карабахскую республику, уже давно теряет правосубъектность – благодаря братской помощи той же России. На ее фоне даже Беларусь в состоянии отстаивать национальные интересы, находясь на газовом и нефтяном крючке Путина. Зато Азербайджан, который является естественным партнером Турции, в последнее десятилетие укрепляет свои позиции и более всего стремится вернуть утраченные еще в «лихие» 1990-е территории.

Но одной из самых болезненных тем для Еревана является геноцид армян во время Первой мировой войны, который осуществлялся на территориях, контролируемых властями Османской империи. И эту тему охотно разыграют основные игроки только в своих интересах. В конце концов, из-за совпадения определенных геополитических интересов, Армения может стать своеобразной разменной монетой. И, что примечательно, мало кто будет учитывать мнение заложника. Как сказал старший брат, так и будет.

Поэтому пока Западные демократии в который раз выражают обеспокоенность и озабоченность боевыми действиями и смертями гражданского населения на Ближнем Востоке, Путин и Эрдоган за их спинами не торопясь играют в свою игру. По собственным правилам. Ведь международное сообщество в лице ООН и ЕС своим бездействием способствует вседозволенности в регионе. Пора понять, что происходят изменения. И Запад должен участвовать в этих изменениях. Изменив риторику умиротворения на воинственную.

Анджей Давыдов, журналист.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!