Госдолг России вскоре превысит критический уровень

Государственный долг России в ближайшие три года будет увеличиваться с рекордной за всю новейшую историю страны скоростью, в 2018-м году достигнет предельного уровня, определенного госпрограммой управления бюджетом, а в 2019-м году — превысит этот критический порог, следует из «Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2017-19 гг», опубликованных Минфином в понедельник.

Согласно документу, как минимум до 2019 года правительство намерено занимать на внутреннем рынке по 1,05 трлн рублей ежегодно — втрое больше, чем в предыдущий трехлетний период.

По мере обнуления Резервного фонда (запланировано на 2017 год) и исчерпания ресурсов ФНБ долг станет основным источником закрытия дыры в федеральном бюджете, которому грозит «существенное недополучение доходов» из-за «неблагоприятных внешних условий» и стагнации экономики.

Чистый объем займов (минус погашения) с 0,6% ВВП в 2016 году вырастет до 1,1% ВВП в 2019-м — «максимального значения за всю историю современной России», отмечает Минфин.

К концу трехлетнего бюджетного цикла госдолг превысит «потолок», закрепленный госпрограммой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Она требует, чтобы предельный объем задолженности правительства не превышал 100% доходов бюджета.

В 2016-м году госдолг составил 82,5% поступлений в казну, в 2018-м достигнет 99,8%, а в 2019 — 104,2%, прогнозирует Минфин.

На уровне регионов ситуация еще хуже: у 8 субъектов РФ уровень долга уже превысил 100% доходов, еще у 12 перешагнет критический порог в 2017 году, говорится в «Основных направления».

Долговой рывок российского правительства не может продолжаться бесконечно, предупреждают экономисты Институтом Гайдара и РАНХиГС: чем выше долг — тем больше расходы на его обслуживание, а именно этот параметр — критический для бюджета и долгового рынка любой страны, в том числе РФ.

По данным Минфина, процентные расходы к 2019 году увеличатся в 1,4 раза и будут съедать 869,5 млрд рублей ежегодно и почти сравняются с расходами на образование и здравоохранение вместе взятыми.

Критический порог расходов на обслуживание долга, который закреплен в Бюджетном кодексе, — 1% ВВП. Уже в 2018м году этот показатель достигнет 0,93% ВВП, а 2019м вполне может перешагнуть «потолок», подсчитали в РАНХиГС. Это значит, что с 2020-го года увеличивать долг прежними темпами будет невозможно.

«Налицо тенденция к накоплению существенных бюджетных рисков. <…> При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях», — констатирует Минфин.

Ключевой вопрос еще и в том, кто будет кредитовать российское правительство в таких рекордных объемах, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. В 2016-м году Минфин занял около 500 млрд рублей, из которых 400 предоставили иностранные банки и фонды, доля которых на рынке облигаций федерального займа достигла 26%.

Де-факто рынок российского госдолга будет напрямую зависеть от настроений этих иностранных игроков, предупреждает Порывай.

Доля нерезидентов в ОФЗ достига пика и будет снижаться, прогнозирует Минфин. Основными покупателями долговых бумаг российского правительства, по идее ведомства, должны стать российские банки.

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!