Журналист рассказал, почему Иран прогнал ВВС РФ со своей базы

IKi1k7M2dL_vNDbZh6ieCwТегерану не понравилось, что из его одолжения Москва устроила великодержавное шоу, пишет политический обозреватель Иван Яковина в колонке на nv.ua.

Российские дальние бомбардировщики начали использовать иранскую военно-воздушную базу «Хамадан» как минимум две недели назад: первое сообщение на эту тему российские СМИ распространили еще 16 августа. Как следовало из сюжета, самолеты и обслуживающий персонал уже находились там. Поэтому, видимо, фактическое использование «Хамадана» (запад Ирана) началось еще раньше.

Для чего эта база понадобилась военным, понятно. Во-первых, у нее очень длинная ВПП, что позволяет взлетать и приземляться на «Хамадане» самолетам стратегической авиации (на сирийском «Хмеймиме» у Латакии это невозможно). Во-вторых, иранская база находится намного ближе к Сирии, чем российские аэродромы. Это позволяло бомбардировщикам брать на борт на 40 процентов больше бомб и ракет, не обременяя машины дополнительными подвесными баками для топлива. Огневая мощь и скорость реагирования дальней авиации значительно повысилась.

Настолько ценный актив генералы, вне всяких сомнений, хотели бы сохранить в тайне и неприкосновенности как можно дольше. Понятно, что иностранные разведки рано или поздно узнали бы о нем, но какое-то время можно было бы использовать иранскую базу относительно спокойно, не привлекая лишнего внимания. Но эти планы были торпедированы довольно неожиданным оппонентом: Кремлем.

В администрации президента РФ, очевидно, решили: пропагандистский эффект от новостей об использовании базы в Иране будет настолько мощным, что генералы могут и пережить некоторую публичность. Шутка ли: в последний раз советский еще контингент был размещен в Иране во время Второй мировой войны. С тех пор ни одной иностранной державе Тегеран не позволял размещать у себя военные контингенты. Более того, геостратегически, Иран – это выход к Персидскому заливу и Индийскому океану. Чем не ответ тем россиянам, кто жалуется на отсутствие денег? Зато наша дальняя авиация бороздит небеса от Средиземного моря и до границ исторической Индии!


Пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана Бахрам Касими заявил об уходе российских военных с базы Хамадан

Кроме того, для кремлевского начальства нет ничего приятнее, чем пнуть американцев. А реакция Белого дома на использования россиянами иранских баз была быстрой и предсказуемо негативной. Казалось бы – одни плюсы. Но, как это часто бывает у современного российского руководства, забыли поинтересоваться мнением принимающей стороны.

Видимо, в Кремле решили, что на фестивале имперского великодержавия иранцы должны тихо радоваться, что им отведена роль центральной декорации. А это было фатальной ошибкой, которой можно было избежать, если бы в процессе принятия решений помимо питерской шпаны участвовал хотя бы один специалист по Ирану.

Появление в российском эфире сюжетов почти колониальной тональности, в котором иранцам отводилась роль аборигенов, встречающих «белых людей» с шайтан-машинами, сильно задела не только простых жителей, но и руководство страны, считающей себя одной из древнейших цивилизаций планеты. В иранском парламенте тут же напомнили правительству, что конституция страны прямо запрещает предоставление ее территории для размещения каких-либо иностранных войск, даже миротворческих.

Скандал начал быстро разрастаться, после чего сначала МИД Ирана, а потом и его Министерство обороны заявили, что использование россиянами базы «на время приостанавливается». При этом министр обороны, в отличие от сдержанных дипломатов, дал волю чувствам, обвинив россиян в страсти к показухе, желании представить себя невероятно великими, а также чванстве и излишней браваде. Вели бы себя поскромнее, не хвалились бы на весь мир своим величием, летали бы с базы «Хамадан» и до сих пор. Ну а если хотите дешевого пиара, то это – в другое место.

Российское руководство в этой ситуации сделало неправильно почти все. В частности, Кремль выбрал крайне неправильное время, чтобы хвастать своей дружбой с иранцами перед США. Дело в том, что в последние две недели августа должен решиться вопрос о переводе Тегерану полутора миллиардов долларов, замороженных на американских счетах еще со времен Исламской революции 1979 года. Появление российской базы в Иране поставило под угрозу не только урегулирование денежного вопроса, но и другие аспекты нормализации отношений – от политико-дипломатических до торгово-экономических. Полное снятие американских санкций для Ирана неизмеримо важнее, чем несколько российских самолетов. Изгнание ВВС РФ с авиабазы «Хамадан», вполне возможно, стало частью сделки с США. (Хотя гордый Тегеран, конечно, никогда этого не признает).

Как бы то ни было, Кремль в очередной раз продемонстрировал, что из соображений довольно нелепого пиара готов поставить под угрозу собственные совершенно реальные геополитические и военные интересы. И, как водится в таких случаях, потерпел довольно унизительное поражение. Российские самолеты, летчики и наземный персонал уже покинули иранскую авиабазу.

И поделом!

Только главные новости в нашем Telegram, Facebook и GoogleNews!